В Риме и согласии (обзор игры "Конкордия")

Опубликовано: 03.05.2017

Сегодня я отправляю четверых своих сыновей в путь, в далёкие края нашей империи, чтобы они не только смогли доказать, что являются лучшими из лучших, но и разрешили наконец этот спор между собой. Каждый из моих сыновей отправится в дорогу в сопровождении семи верных помощников, давних учителей и верных друзей, готовых поддержать его сильные стороны. Вот только помощники уже немолоды, а времена, когда они видели жизнь вдали от великого Рима, давно канули в Лету, поэтому настоящих мастеров и товарищей моим сыновьям ещё предстоит встретить на своём пути.

Мой младший сын, Марк, ещё ночью, не дожидаясь окончания пира, хмельной, наскоро собрал команду и приказал плыть к берегам Мавретании, поверив в россказни старого Тиберия, сулившего богатства любому, кто сумеет наконец наладить поставки орудий в этот богами забытый край. Путь старшего сына, Юлия, лежал через плодородные земли галлов: он всегда мечтал их посетить, а теперь намерен доказать свою силу и верность Римской империи ратными подвигами. Мои средние сыновья, Нумерий и Сервий, до самого утра спорили, кто же из них устремится на восток, порешив в итоге отправиться в путь вместе.

Но что значат эти договорённости? Выдержат ли эти союзы под напором золотого тельца? Не развеются ли прахом в неурожайные годы? Лишь богам известен ответ на этот вопрос, а мне остаётся только ждать, что покажет время и чем оно отметит самого удачливого и прозорливого из моих сыновей!

  

 

Настольная игра “Concordia” (в локализации — «Конкордия») вышла в 2013 году, наделав немало шума на выставке настольных игр в Эссене, и была щедро отмечена множеством наград. Её автор, немецкий игровой дизайнер Мак Гердтс, является создателем нескольких настольных игр европейской школы. «Конкордия», его последний продукт, в этом плане не стала исключением и представляет из себя евростратегию для 2—5 игроков с карточным, колодостроительным движком.

Действие игры переносит нас в античность, во времена расцвета Римской империи, в столице которой игроки начинают свой нелёгкий путь к победе. Цель игры — набрать как можно больше победных очков, но прежде придётся посетить города и провинции обширной империи, нанять новых рабочих и помощников, построить…

Но обо всём по порядку, ведь в начале игры всё, что вы имеете, — это небольшой стартовый капитал, двух колонистов (один предпочитает двигаться по земле, другой — по морю), ветхий склад, который ещё предстоит расширить, да семь карт на руке.

Ход игрока ограничен розыгрышем одной карты с руки и выполнением соответствующего действия, указанного на карте, после чего карта сбрасывается в персональную стопку сброса, а ход переходит к следующему игроку. Игра продолжается, пока кто-либо не построит все 15 домов либо пока один из игроков не купит последнюю из доступных карт персонажей, после чего остальные игроки делают ещё ход и наступает финальный подсчёт очков.

Забавный факт: «Конкордия» считается колодостроительной евроигрой, однако персональных колод игроков как таковых в игре нет, все карты находятся либо на руке игрока, либо в стопке сброса. Новые карты также добавляются прямиком в руку.

 

 

Разберём немного подробнее сами карты действий (карты персонажей в игре). Карта «Трибун» позволяет игроку забрать все карты, находящиеся в его стопке сброса, получив при этом по одной монете (сестерцию) за каждую карту после 3-й, включая самого «Трибуна». После этого игрок может приобрести одного нового колониста (сухопутного или морского), уплатив 1 еду и 1 инструмент, и выставить его в стартовую локацию. Важный момент: не задействованные в начале партии колонисты перекрывают одну из ячеек склада игрока (личный планшет, на котором хранятся товары). Число выставленных игроком колонистов соответствует количеству очков движения для этих самых колонистов. То есть чем больше вы вывели на поле колонистов, тем дальше и резвее они бегают по карте, и тем больше товаров может вместить ваш планшет.

Карта «Колонист» тоже позволяет выставить на поле фигурку колониста, уплатив его стоимость, но, в отличие от карты «Трибуна», колонист может быть помещён не только в стартовую локацию, но и в город, где построен ваш дом. Или вместо этого можно просто получить 5 монет плюс по 1 монете за каждого из выставленных вами колонистов.

«Архитектор» отправляет ваших колонистов в поход: игрок перемещает сухопутных колонистов по коричневым путям, а морских — по синим, на количество своих очков движения. Если колонист двигается впервые за игру, то первое очко движения тратится на выход из города, затем он перемещается через город и располагается на середине следующего пути. Через пути, занятые колонистами, двигаться можно, а останавливаться на занятом пути нельзя — вот такое простое и лаконичное движение. После действия перемещения игрок может построить дом своего цвета в городах, соседствующих с любым из его колонистов. Чем более ценный товар приносит город, тем дороже игроку обойдётся строительство. Также если в городе имеются дома других игроков, то стоимость строительства в монетах умножается на количество домов противника. В каждом из городов, кроме Рима (там строить нельзя вовсе), каждый игрок может возвести только один свой дом.

Разыграв карту «Префекта», игрок либо активирует провинцию, дома которой приносят товары, либо получает деньги. Карта «Торговца» сначала приносит игроку монеты, после чего позволяет осуществить продажу или покупку игроком двух типов товаров, при этом их количество ограничено ячейками склада. Цены на товары строго фиксированы, самым дешёвым является кирпич, а самым дорогим — ткань.

 

 

«Сенатор» и «Консул» позволяют игрокам приобретать новые карты персонажей со специального рынка на поле. Рынок организован следующим образом: чем карта левее, тем она дешевле; оставшиеся после покупки карты двигаются влево, тем самым создаётся подобие драфта, напомнившего мне игру «7 чудес»: дуэль, суть которой состоит в необходимости делать выбор между тем, чтобы не дать нужную карту сопернику и заполучить столь нужную карту себе.

Способности «Дипломата» позволяют активировать верхнюю карту сброса противника. Последний тип карт, так называемые «Специалисты», коих 5 штук, по количеству видов товаров, в зависимости от своего типа приносят соответствующие богатства.

В ходе игры между игроками курсирует карта “Praefectus Magnus”, которая даёт ощутимый бонус при получении игроком товаров из провинции. Окончив игру любым из двух способов, игрок получает карту “Concordia”, которая приносит 7 победных очков.

Как видно, правила для еврогейма достаточно простые. Определённую сложность, на мой взгляд, представляет подсчёт очков — он идёт по шести различным позициям (деньги, товары, дома и прочее), а в качестве множителя выступают карты персонажей. Тут кроется один из моментов, который мне в этой игре не слишком понравился: всевозможные множители и суммы, которые из этого получаются. Мне показалось не слишком комфортно оперировать такими большими цифрами при подсчёте очков. Если вас не напрягает постоянно заниматься делением и умножением, то этот аспект вас не коснётся; мне же пришлось сидеть с калькулятором, который совсем не вписывается в атмосферу античности. Эта же проблема приводит к тому, что выявить лидерство одного из игроков в ходе партии достаточно проблематично, а уж про объяснение финального подсчёта новичкам я вообще молчу. Правилами, которые, к слову, очень лаконично написаны и уместились всего на 4 страницах, предусмотрен промежуточный подсчёт очков, который немного решает эту проблему, но всё же даёт достаточно смутное представление о том, что будет в финале.

Когда я только знакомился с игрой, «Конкордия» показалась мне очень конфликтной, благо все предпосылки для этого есть. Тут вам и контроль территорий посредством домов, удорожающих постройку для других игроков, и колонисты, которые перекрывают дороги соперникам, и получение карт из общего резерва с возможностью прямо перед носом увести у противника нужного ему персонажа. Наконец, один из способов получения ресурсов: товары из подконтрольных городов получают все, кто построил свои дома в городах активируемой провинции. Однако на деле игра полностью оправдывает своё название: “concordia” означает «согласие». В тех партиях, что я играл, игроки мирно разбредались по разным углам, практически не толкаясь. В минус игре я это записать не могу, возможно, те, с кем я играл, решили выступить в качестве «мирных» колонистов, но на самом деле игра предлагает достаточно много различных способов взаимодействия между игроками, позволяя заключать взаимовыгодные союзы вроде: «Давай, ты не идёшь пока в Галлию, а я отдам тебе Испанию».

Ещё одним немаловажным и приятным аспектом оказалось двустороннее поле, на одной стороне которого изображена карта Римской империи, а на другой —детализированная карта Италии. Карты отличаются количеством провинций и городов: первая считается более подходящей для 3—5 игроков, а вторая — для 2—4, в виду своей «тесноты», но никто не запрещает вам на эту рекомендацию начхать и начать вдвоём осваивать обширные территории Римской империи. Вышедшие дополнения предлагают новые поля.

 

 

Мне не очень понравилось оформление игры, коробка просто ужасна (к счастью, локализованное издание от “Crowd Games” выйдет в переработанной оболочке), общая стилистика и оформление сделано добротно, приятно, но мне как-то не зашло. Порадовало только то, как нарисована карта, а вот кирпичные рамочки и вставки «под пергамент» не привлекли, какие-то они блеклые и скучные. Зато фишки товаров и колонистов фигурные, а не просто цветные кубики, хотя этим сейчас сложно кого-нибудь удивить.

Подведу итоги: «Конкордия» — средней сложности евростратегия, обучиться играть в которую вы сможете за 15—20 минут, а может, и уже обучились благодаря моему обзору. За те же 15 минут сможете пересказать правила не слишком сведущим в настолках друзьям, тем более что напоминанием будет служить текст на картах персонажей. Множество вариантов взаимодействия, двустороннее поле, а также случайная раскладка жетонов товаров в городах создают уникальность каждой партии. Лично мне показалось, что «Конкордия» хороша при любом составе игроков, костылей замечено не было. Уверен, что «Конкордия» найдёт своих поклонников, тем более что выпускается она крайне ограниченным тиражом — всего 1 000 экземпляров.

Всем удачных партий и успехов на кубах!

 ___________________________

 

Статья написана в рамках рекламно-информационной программы Crowd Games по продвижению своих игр под названием "Сова и Ворон".  

 

Сделать предзаказ на игру можно здесь.  

 

Другие работы автора (Вавилонов М) вы можете почитать в группе ВК