- Главная
- Machina Arcana Изменения в новой редакции
Что такое версия 3.5 правил? В несколько игровых механик были внесены изменения, однозначно исправляющие баланс в лучшую сторону! Они совместимы со всеми сценариями из базовой игры и дополнений «Из бездны» и «К вечности» (с тем исключением, что во втором дополнении фаза логова проводится по своим особым правилам и не требует обновлений).
Благодаря нововведениям заметно растёт динамичность игры (снижается даунтайм, и партия ускоряется), зато почти не меняются компоненты. Автор точечно обновил несколько карт, чтобы их эффекты стали полезнее. Кроме того, нашей редакции потребуется переписать несколько разделов, чтобы правила нашего издания содержали все улучшения. Больше всего изменений будет в «Руководстве игрока», поскольку в этой обучающей брошюре описан пример первых 5 раундов и из-за новых правил они должны пройти по-другому. Финальные уточнения от автора, что и куда нужно вписать, мы получим в феврале.
Изменение № 1. Некоторые колоды нужно «укорачивать»
Подготовка колод событий (с. 10)
При подготовке к игре после выбора сценария нужно иначе подготовить колоды событий (колоду событий первопроходцев и колоду событий ужаса):
-
Перемешав общую колоду событий первопроходцев, возьмите с верха этой колоды столько карт, сколько требуется особых карт в этом сценарии. Например, если вы играете в первый сценарий («Ужас во льдах»), отсчитайте с верха колоды 11 карт и отложите их.
-
Добавьте отобранные карты к особым картам событий (с символом выбранного сценария) и перемешайте получившуюся колоду.
-
Уберите в коробку оставшиеся общие карты событий первопроходцев.
-
Повторите те же действия для общей колоды событий ужаса.
Примечание к изменению. В общих колодах событий по 32 карты — это карты с нейтральным описанием, которые используют в каждом сценарии. Раньше эти карты смешивались вместе с картами сценария (32 общие + 11 особых), и получалось так, что из партии в партию чаще выходили общие карты, а привязанные к выбранному сценарию — реже. Новое правило «укорачивает» общую колоду и создаёт баланс между общими и сценарными событиями, оттого и впечатления от сценария более сюжетные. Одним словом, события стали тематичнее!
Добавление предметов 2-го и 3-го уровней (с. 21)
Теперь, когда в тексте сценария встречается эффект «Добавьте предметы 2-го уровня» или «Добавьте предметы 3-го уровня», пройдите следующие шаги:
-
Уберите в коробку половину карт (с округлением вверх) из каждой текущей колоды предметов (сброшенные карты остаются в сбросе).
-
Добавьте в колоды новые предметы по обычным правилам: замешайте все новые карты предметов указанного уровня в соответствующие колоды предметов.
Примечание к изменению. Это сделано для баланса выхода карт. Чем дальше игроки проходят сценарий, тем сильнее становятся чудовища и тем мощнее героям нужны предметы инвентаря, чтобы их одолеть. Раньше карты 2-го и 3-го уровней (мощные предметы) замешивались в огромную стопку предметов 1-го уровня (слабые предметы). Из-за чего даже накануне финальной битвы игроки могли получить из колоды слабые предметы. Теперь перед замешиванием в колоду мощных карт нужно убрать в коробку половину старых (слабых) карт. Благодаря этому значительно вырастает вероятность получить карту высокого уровня.
Добавление чудовищ нового уровня (с. 11)
Теперь, когда маркер угрозы достигает последнего деления (со стрелкой наверх), пройдите следующие шаги:
-
Перемешайте всю колоду чудовищ: текущую колоду и сброс карт чудовищ.
-
Уберите в коробку половину (с округлением вверх) карт из этой колоды.
-
Добавьте в эту колоду чудовищ нового уровня и перемешайте получившуюся колоду.
Примечание к изменению. Похоже на предыдущее обновление — также нужно для баланса выхода карт. Теперь чудовища разных уровней выходят более равномерно и чаще соответствуют стадии сценария: в начале — простые, в середине — средние, а под конец сценария — сложные. Раньше игрокам могло сильно повезти и даже в финальной битве выходили слабые чудовища.
Изменение № 2. Фазу логова нужно проводить немного по-другому (с. 11)
Начало фазы логова
Проверьте текущее значение логова. Если оно равно 1, а глава — не закрытая, пройдите по порядку следующие шаги:
-
Увеличьте опасность на количество делений, равное начальному уровню ужаса текущей главы.
-
Перейдите к следующей главе.
-
Уменьшите значение логова (уже в новой главе) на 1 за каждого первопроходца, кроме первого (но значение логова таким способом не может стать ниже 3). Например, если значение логова — 8, а участников четверо, уменьшите значение на 3 — до 5. Если значение логова — 4, уменьшите значение до 3, если участников больше одного.
Фаза логова не претерпела изменений.
Конец фазы логова
Уменьшите текущее значение логова на 1.
Примечание к изменению. Теперь у каждой главы условно есть таймер обратного отсчёта, и поэтому не получится постоянно отсиживаться на одной главе, готовясь к следующей. Игроки не смогут искусственно продлевать партию, и потому сценарии становятся не только сложнее, но и играются быстрее — это правило как бы подгоняет игроков и создаёт напряжение. Кроме того, оно частично убирает фидлинг с обновлением шкалы при появлении чудовища. А ещё игроки могут стратегически решать, как хотят завершить главу — выполнить её здание (по обычным правилам) или просто подождать, когда выйдет таймер. Правда, во втором случае они получают неплохой такой штраф.
Изменение № 3. Изменились эффекты некоторых клеток действий
Станция подзарядки (с. 18)
Первопроходец может задействовать соседнюю станцию подзарядки, как и прежде, всего за 1 выносливость, однако теперь он может в указанном порядке выполнить следующие действия:
-
Бросить кубик подзарядки и применить результат броска (тут без изменений).
-
Обменяться с первопроходцем на любом фрагменте поля, если этот первопроходец соседствует со станцией подзарядки (включая только что задействованную) и/или с верстаком.
-
Использовать инвентарь. Как обычно, это действие вместо вас может совершить соседний первопроходец, но не тот, с кем вы обменялись (если он не по соседству от вас, конечно).
Примечание к изменению. Раньше эта клетка позволяла выполнить только 1-й пункт из списка, но теперь доступны ещё 2, и они очень полезные! Второй эффект добавляет в игру «телепорт предметов» и новый пласт планирования между игроками, а третий — одно из самых полезных действий в игре, которое по обычным правилам стоит 3 выносливости (половину хода игрока!). Ценность этой клетки возросла во много раз. Автор рассказывает, что изучал летсплеи и заметил, что игроки редко используют эту клетку из-за её очень ситуативного преимущества. Теперь, когда преимуществ больше, чем ожидаешь, не хочется проходить мимо неё в игре. Говоря проще, автор сделал рудиментарную клетку полезным инструментом, который пригодится героям почти всегда.
Клетка события (с. 18)
Теперь первопроходец может задействовать соседнюю клетку события всего за 1 выносливость (вместо 3 выносливости) и выбрать один из двух вариантов эффекта:
-
Получите 1 воодушевление (тут без изменений).
-
Запустите событие первопроходцев (тут без изменений).
ИЛИ
-
Бросьте кубик судьбы.
-
Если результат равен текущему значению ужаса или больше него: уменьшите опасность на 1. Иначе перезапустите событие ужаса.
Примечание к изменению. Главное изменение: теперь эту клетку можно использовать всего за 1 выносливость, а не за 3 (всего у героя 6 выносливости в ход, и скидка ощутимая). Раньше игроки довольно редко пользовались клеткой событий, поскольку 3 выносливости — это очень дорого, при том, что могла выпасть карта события с бесполезным эффектом. Теперь же запустить событие стоит в 3 раза дешевле, и игрок почти ничем не рискует. Более того, если игроки не хотят менять текущее событие первопроходцев (а такое бывает часто), клетку события можно использовать альтернативным способом: чтобы уменьшать опасность. А когда опасность растёт, чудовища становятся сильнее, так что уменьшать её всегда полезно.
Рычаг ловушки (с. 18)
Второе срабатывание ловушки. После того как первопроходец разыграл эффект «Ловушки срабатывают», проверьте, есть ли на любом фрагменте поля другой первопроходец, соседствующий с любым другим рычагом ловушки. Если да, разыграйте дополнительное срабатывание ловушек на вашем фрагменте, но бросьте 3 кубика слабой атаки, а не сильной. Второй рычаг не уничтожается.
Примечание к изменению. Теперь при игре с 2—4 первопроходцами ещё больше повышается тактическое планирование. Раньше один игрок подходил к рычагу и дёргал его, чтобы нанести урон чудовищам, стоящим на клетках-ловушках. Теперь можно делать это ещё эффективнее. Игроки могут договориться сработать вместе, чтобы одновременно дёрнуть два рычага и дважды атаковать чудовищ. Хорошо против «толстокожих» чудовищ. Такая возможность будет использоваться не часто, но всё равно повышает взаимодействие между игроками и вовлечённость участников в игру. Рычаги стали полезнее.
Юрай Билич очень внимательно относится к отзывам сообщества и призывает всех желающих протестировать игру с новыми правилами и прислать ему отчёт. Сейчас это можно сделать, пройдя первый сценарий в Tabletop Simulator. А посмотреть как автор игры сам играет пробную партию по новым правилам можно в этой записи его стрима.