Top.Mail.Ru

Обзор игры «Запретный город» от Zatu Games

Поделиться
Опубликовано 02.07.2019

Оригинал статьи находится здесь

 

 

Старый император умер. Он был жестоким, эгоистичным, коррумпированным и таким-сяким, так что ура, долгих лет новому императору! Хотя нет, подождите. Коррупция плохо и всё такое, но как теперь жадным до власти знатным семьям справляться без неё? Новый император нанял толпу добросовестных чинуш, а любое доказанное взяточничество карается смертной казнью.

Так когда взятка не является взяткой? Когда эта банка… Говоря «банка», мы имеем в виду «ваза», и,  когда мы говорим «ваза», мы имеем в виду одну из коллекции династии Мин XVI века. В эту эру китайской истории обмен подарками превратился в настоящую традицию. Если вы хотите, чтобы чиновник делал то, что надо вам, вы дарите ему подарок, а он дарит вам что-то взамен. В этом нет ничего подозрительного. Просто так вышло, что вы подарили ему огромную золотую статую, а он вам... кхм... помятый бумажный веер. 

Итак, добро пожаловать в Запретный город стратегическую настольную игру средней сложности с размещением работников, созданную Андреасом Штедингом, который сделал механику обмена подарками центральной. Вы будете играть за представителей противоборствующих семей, соревнующихся за влияние (и победные очки) в Китае 1570 года, но больше всего вы будете желать аудиенции у самого Императора Лунцина.

 

Геймплей и правила

Гугун  Запретный Город в Пекине, в котором жили императоры,  предназначен для 2—5 игроков. В зависимости от количества игроков партия длится от одного до двух часов (также предусмотрен соло-режим). 6 (из имеющихся 15) указов и 20 бонусных жетонов путешествий (они возобновляются) вытаскиваются случайным образом при подготовке. Затем каждому игроку раздаются асимметричные наборы из четырёх карт подарков, и они начинают игру с 6 из 12 доступных слуг, которые располагаются на их игровых планшетах. Игра длится четыре раунда, а возможности для получения победных очков появляются как в ходе игры, так и в её финале. У кого больше очков  тот и победил, всё как обычно. 

Важный факт о «Запретном городе», который хочется сразу же упомянуть: если представитель вашей семьи не доберётся до Дворца Небесной Чистоты к концу финального раунда, вы не сможете победить в игре, независимо от суммы заработанных очков. Вам не удалось добиться аудиенции у императора он так и не узнает о вашем существовании!

Но давайте не будем забегать вперёд. В свой ход вы будете посещать одну из семи локаций на поле посредством размещения работников. Иди туда, сделай то. Однако любопытный поворот в “Запретном городе” заключается в процессе обмена подарками, который мы упомянули ранее. У вас на руке есть четыре карты подарков, каждая из которых имеет значение от 1 до 9 (1 наименьшее значение, 9 наивысшее). Во время подготовки к игре вы перемешиваете 7 стартовых карт подарков (со значениями от 1 до 7) и размещаете по одной лицом вверх на каждой локации.

Чтобы выполнить действие определённой локации, вам сперва нужно получить разрешение (а точнее, подкупить) от чиновника, заведующего этой областью. Разместите одну из своих карт в нужной области (подарите чиновнику «подарок»), а взамен получите карту подарка, которая там лежит,  она сразу же отправляется в вашу колоду сброса. Как вы могли догадаться, ценность сыгранной вами карты должна быть выше ценности карты, которую вы получили.

Правда, есть одно исключение: вы можете обменять подарок со значением 1 (простую миску фруктов) на подарок со значением 9. Предполагается, что он символизирует какие-то деликатесные экзотические фрукты, и отдельные чиновники могут поддаться искушению побаловать себя. Возможно, это немного слабоватый момент с точки зрения сюжета, но он необходим с точки зрения механики, чтобы подарки на поле обновлялись, а локации не блокировались после того, как подарки в них достигли своего наивысшего значения.

 

 

О каких семи действиях идёт речь? Вы можете:

  • путешествовать по Китаю и собирать налоги для Императора (несколько мелких бонусов, которые вы получаете немедленно,  вы можете копить эти жетоны, чтобы обменять их на слуг, победные очки или нефрит);
  • вложиться в восстановление Великой Китайской Стены (если в определённый момент игры ваш вклад окажется самым весомым, вы получите победные очки и переместите своего представителя на один шаг ближе к императорскому дворцу);
  • покупать на рынке нефрит по постоянно растущей цене (чтобы в конце игры получить победные очки за собранные сеты);
  • переместить свой маркер интриг (эта шкала помогает разрешить все ничьи в игре, а также в определённой ситуации вы можете потратить очки интриги, чтобы получить больше слуг);
  • перемещать представителя своей семьи по пути ко дворцу (тот, кто доберётся первым, получит больше очков);
  • издать указ (безвозмездно потратьте одного из своих слуг, чтобы либо регулярно получать бонусы в начале каждого раунда, либо воспользоваться немного изменёнными правилами, либо заработать очки в конце игры);
  • отправиться в плавание по Великому Каналу (если ваш корабль максимально загружен слугами, вы можете безвозмездно потерять одного слугу, чтобы получать бонусы, причаливая в порту).

Как правило, все эти действия требуют размещения слуги из вашего ограниченного запаса на поле. Также у вас есть возможность выполнять улучшенные версии этих действий, но для этого вам потребуется «потратить» дополнительных слуг. Если вы распределите своих слуг слишком рано или слишком многие из них одновременно окажутся заблокированными на поле, вы сами себя загоните в тупик. Поиск способов получения новых слуг (чтобы снова их потратить!) это одна из многих задач, с которыми вы столкнётесь в «Запретном городе»

Также на многих картах изображён специальный символ (он часто совпадает с символом одной из семи локаций). Игрок должен сперва выполнить это действие (но это же бесплатное бонусное действие!), а затем действие локации. После того, как все разыграли свои карты, раунд заканчивается. Вот тогда в игру и вступают кубики судьбы…

 

 

Интерактивность

В начале каждого раунда вам нужно кинуть три шестигранных кубика (не все из них имеют значения от 1 до 6, на некоторых встречаются стороны со значениями 7, 8 и 9). В конце каждого раунда все игроки раскрывают свою колоду сброса. Каждая карта со значением, которое совпадает с выпавшей стороной кубика судьбы, приносит игроку одного слугу из запаса. Тот игрок, у которого совпало наибольшее количество карт, также получает победные очки и перемещает своего представителя на один драгоценный шаг ближе к дворцу.

Ситуация на поле «Запретного города» меняется с каждым раундом. Карты подарков постоянно обмениваются на карты с более высоким значением (как правило). Это прекрасно иллюстрирует интерактивность игры и вклад каждого участника в ситуацию на поле, но также означает то, что вы не можете планировать свои ходы далеко вперёд.

Это игра, в которой побеждают игроки, способные быстро подстраиваться под изменчивые условия, а не те, кто склонен разрабатывать долгосрочную стартегию и придерживаться её до конца игры. Этим игра немного напоминает «Пять племён», в которой другой игрок может внести незначительные изменения (например, поменять 4 на 5), но для вас это будет значить, что план, который вы придумали, уже невыполним. 

Кубики судьбы играют роль своеобразного адвоката дьявола. Карты, значения которых совпадают с их гранями, не задержатся долго на игровом поле. Однако те игроки, которые слишком уверенно планируют свои действия в надежде на кубики судьбы, могут прогадать, особенно если значения низкие. Не забывайте, что карты, которые вы берёте сейчас,  это те карты, которыми вы будете играть в следующем раунде. А если они все с низкими значениями? Что ж, значит, сегодня вы подкупите очень мало людей.

Если вы в какой-то момент оказались с плохими картами в руке и не можете сыграть ни одну, вы можете сбросить карту со своей руки, чтобы сыграть другую, независимо от значения, и обменять её на ту карту на поле, которую вы хотите. Или вы можете сбросить двух слуг, чтобы обменять её на другую, независимо от значения, либо просто обменять карту, но в этом случае вы не сможете выполнить ни действие локации, ни действие карты. Это экстренные меры, и они не очень-то эффективные.

 

Дизайн и компоненты

Работа Андреаса Реша безусловно прекрасна. На поле достаточно зелени, что создает отличный фон игре. Поле представляет собой взгляд на местность с высоты птичьего полёта, и по композиции очень похоже на настоящий Запретный город в Пекине. Очень уместно, что представитель вашей семьи начинает свой путь у ворот Высшей Гармонии, а место, где вы можете издавать указы, похоже на настоящее место заседаний китайских законодателей. 

Я изучал эти факты уже после игры, поражаясь исторической и художественной точности. Суть в том, что некоторые настольные игры имеют на вас определённое влияние, заставляя узнавать больше, изучать факты, которые стоят за темой или жанром игры. «Запретный город» как раз одна из таких игр.  

Изучать компоненты игры это отдельное удовольствие. Фишки для подсчёта очков сделаны в форме цветков лотоса. Планшеты игроков сделаны из плотного, качественного картона. Очень радует деревянная фигурка всадника, которая используется для путешествий по китайской глубинке, когда он передвигается, можно почти услышать стук копыт. С другой стороны, ваши 12 слуг основная валюта в игре сделаны в виде простых кубиков. В какой-то степени это даже уместно, потому что, будучи главой знатной семьи, логично, что вы распоряжаетесь ими как объектами. Одно из вознаграждений, которое можно получить за путешествие по каналу, это «двойной» слуга, который скорее выглядит как параллелепипед, чем как куб, вы можете использовать его как двух слуг сразу для пущей эффективности, когда строите Китайскую стену или загружаете корабль перед плаванием (совет: получите его и используйте столько, сколько можете!).

Сами карты небольшого размера, похожи на те,что используются в «Билете на поезд». Их числовые значения самое важное качество подарков сделаны хорошо заметными. Также на большинстве карт изображены довольно понятные иконки, обозначающие бонусы, которые приносят эти карты. 

Но вот мы и заговорили об иконках. Они на картах, они в каждой из семи локаций (обозначают доступные действия), они в верхней части поля (описывают последовательность действий в каждом раунде), они на жетонах путешествий, они на указах, они повсюду на вашем планшете игрока…

Если вам сложно разбираться с иконками и символами, то тут вам придётся непросто. Эта игра не похожа на такие игры с символами, как, например, «Борьба за Галактику»«Борьбе» встречаются иконки, которые могут напугать новых игроков, но это потому, что они присутствуют на личных картах в руке игрока, а не на общем поле или планшете, как в «Запретном Городе»). Опытные игроки вряд ли испытают затруднения с изучением большого количества иконок в игре. Я уверен, что каждый, кто сыграет один или два раунда, изучит, как протекает игра, с легкостью во всём разберётся.

 

 

Финальные мысли

В «Запретном городе» есть много хорошего. Это игра на размещение работников, в которой вас невозможно заблокировать, однако игровые возможности могут стать «дорогими» довольно быстро. Также здорово, что вы можете посетить локацию и получить подарок, который вам нравится, потому что эта карта будет у вас на руке в следующем раунде. Вы отправляетесь в определённую локацию, потому что хотите выполнить её действие? Потому что вы хотите, чтобы число на карте совпало с кубиками судьбы? Потому что бонусное действие на карте пригодится вам в будущем? Или просто потому что на карте высокое значение?

Это немного напоминает механику «Гавра» или «Агриколы», старое забытое чувство: «У меня были другие планы на свой ход… Но как я могу отказаться от этой огромной кучи кирпичей?!». У вас есть много возможностей, и желание успеть везде может вас подвести.

Если продолжать говорить о классных механиках, то стоит упомянуть и о размещении слуг. Их количество ограничено, и они нужны вам для любых действий. Интересно, что если вы сделаете выбор в пользу издания указов или плавания по Великому Каналу, вы будете размещать своих слуг на долгосрочных локациях, и они окажутся недоступными на долгое время. Также, если вы вкладываетесь в строительство Великой Стены, но ваши слуги не в большинстве на момент получения очков, они остаются на поле до тех пор, пока их не станет больше всех.

Бонусы за плавание по Великому каналы точно стоят того дополнительная карта на руке (вы можете сделать пять ходов за раунд вместо четырёх) или очень важный «двойной» слуга вносят значительное разнообразие в игру. Собирать нефрит в начале игры не очень затратно, однако когда вам придётся отдавать по пять слуг за один камень... ух! (Хорошо, что есть другие способы заполучить его.) Однако пять единиц нефрита в конце игры принесут вам невероятные 15 победных очков, и я видел, как люди таким образом побеждали в игре. Что я могу сказать наверняка  во время всех сыгранных партий ни у кого не возникало проблемы с тем, чтобы дойти до дворца. Так что насчёт этого можете не переживать!

Лично для меня «Запретный город» игрался лучше втроём, чем впятером, при максимальном количестве игроков. При игре впятером ситуация на поле кардинально меняется до начала вашего следующего хода, а это значит, что вы почти не можете планировать свой ход заранее. 

Как результат ваш ход может длиться дольше, чем обычно, потому что вам потребуется время на изучение текущей ситуации и доступных возможностей, вместо того чтобы сразу следовать предварительно придуманному плану. Кого-то это устроит, а кому-то может сильно не понравиться. Но что можно знать наверняка — если в начале раунда вы обнаружили у себя на руке карты с низкими значениями, то в этом некого винить, вы сами собрали свои карты в прошлом раунде. 

«Запретный город» весомо смотрится на столе. Он роскошно оформлен, на подготовку не требуется много времени, а механизм обмена подарками является прекрасным решением для постоянного перераспределения силы за игровым столом, что, безусловно, оживляет привычный механизм размещения работников. Да, сначала придётся разобраться в иконках и символах, но это тоже довольно типичное явление для современного еврогейма среднего уровня сложности.  

Мы завершим свое описание, сказав, что за написание этого обзора Game Brewer не подарил нам ни изящного дерева бонсай, ни фарфоровой фигурки Будды… Честно. 

Что может вам понравиться:

  • высококачественные компоненты и роскошное оформление,
  • прекрасная механика обмена подарками,
  • напряжённый процесс размещения работников,
  • возможность комбинировать игровые действия при помощи бонусов на картах,
  • наличие соло-режима.

Что может вам не понравиться:

  • много символов, в которых надо разобраться, что может отпугнуть новичков,
  • необходимость реагировать на текущее состояние игрового поля вместо реализации продуманных планов может привести к увеличению даунтайма между ходами игроков,
  • играть втроём лучше, чем впятером.

 

Полное описание игры здесь.

Товары к статье