Два тысячелетия назад Римская империя управляла землями вокруг Средиземного моря. С миром на границах, гармонией внутри провинций, единым законом и общей валютой экономика процветала и порождала могущественные римские династии, которые распространялись по многочисленным городам империи. Управляя одной из таких династий, вам предстоит отправлять колонистов в отдалённые провинции и царства, развивать свою торговую сеть и постараться снискать благосклонность древних богов, чтобы получить шанс стать победителем!
Вместо вступления
Автор «Конкордии» — немецкий разработчик настольных игр Мак Гердтс (Mac Gerdts), известен в качестве создателя «ронделя» — механики выбора действий с помощью разделённого на сектора круга. До выхода «Конкордии» наиболее известными его играми были евростратегии «Империал» (2006), «Империал 2030» (2009) и «Navegador» (2010). Несмотря на уже солидный возраст, все эти игры до сих пор входят в топ-150 общего рейтинга авторитетнейшего портала boardgamegeek.com и в топ-100 стратегий.
Создавая «Конкордию», Мак Гердтс перекладывает свою фирменную механику ронделя на карточный движок и после трёх лет разработки и тестирования выпускает в конце 2013 года свою самую успешную на сегодняшний день настольную игру. В настоящий момент «Конкордия» вполне заслуженно занимает 34-е место общего рейтинга boardgamegeek.com и 26-е место среди стратегий.
О чём игра
«Конкордия» — это мирная стратегия об экономическом развитии во времена Древнего Рима для 2—5 игроков возрастом от 13 лет. Вместо поиска удачи в игральных костях и картах игроки должны будут положиться на свои стратегические навыки. Вам предстоит следить за вашими соперниками, чтобы определить цели, которые они преследуют, и постараться опередить их. Отправляя колонистов из Рима для расселения в городах, производящих различные товары, вы будете распространять своё влияние в подвластных империи провинциях.
Достаём компоненты и готовимся к партии
Комплектация «Конкордии» по сравнению с большими евро не самая богатая, но всё же довольно разнообразная. Прежде всего, это большое двухстороннее игровое поле. На одной стороне изображена карта Римской империи (для 3—5 игроков), на обратной — карта Италии (для 2—4 игроков). Территория поделена на дюжину провинций, по 2 или 3 города в каждой. Города соединены морскими и сухопутными маршрутами. Какой из пяти товаров (кирпич, еда, инструменты, вино или ткань) будет производиться в каждом из 30 (25) городов, определяется случайным образом с помощью специальных плиток городов перед началом каждой партии.
Каждому игроку полагается горстка монет (сестерциев), личный склад с дюжиной слотов, стартовый набор деревянных фигурных ресурсов, 15 деревянных домиков и 6 фигурок колонистов своего цвета. Все игроки начинают с одним своим «солдатом» и «корабликом» в Риме, остальные фигурки колонистов занимают место на складе игрока вместе с товарами.
Также каждый игрок начинает игру с одинаковым набором карт и получает больше карт по ходу партии. Эти карты служат двум целям:
- позволяют игроку выбирать действия в процессе игры;
- приносят победные очки (ПО) в конце игры.
Остальные карты (их число варьируется в зависимости от количества игроков) формируют отдельную стопку. 7 первых карт открываются, выкладываются в специальной игровой области и доступны для приобретения.
Игровой процесс. Игроки делают ходы по очереди, ход передаётся по часовой стрелке. Рука игрока состоит из его несыгранных карт. Ход игрока состоит из разыгрывания одной карты с руки и выполнения описанных на этой карте действий. Все сыгранные карты игрока формируют его персональную стопку сброса с видимой последней сыгранной картой. Разыгрывая карту «Трибун», игрок забирает все свои сыгранные карты обратно в руку.
Конец игры. Игра заканчивается в одном из двух случаев: после того как будет куплена последняя карта с рынка или после того как любой из игроков построит все 15 своих домов. Остальные игроки делают по последнему ходу, и начинается…
Подсчёт победных очков. Каждая карта не только даёт вам полезное действие по ходу игры, но и относится к одному из 7 античных богов. Эти боги награждают игроков за определённые индивидуальные достижения, действуя по принципу мультипликатора.
7 очков от богини Конкордии, давшей название всей игре, достаются закончившему партию игроку. Веста даёт очки за оставшиеся у вас деньги и товары на складе. Каждая из пяти карт богини Минервы приносит очки за ваши дома в городах с товаром определённого типа. Каждая карта Юпитера даёт по 1 ПО за каждый ваш дом на поле, кроме тех, что производят кирпич, а Сатурна — по 1 ПО за присутствие в каждой провинции на поле. Меркурий приносит по 2 ПО за каждый из пяти типов товаров, который вы производите, а Марс — по 2 ПО за каждого вашего колониста на поле.
Виды действий
А теперь познакомимся с теми же картами, но уже в качестве персонажей (они же действия или приказы, называйте, как вам удобней). В «Конкордии» вам встретятся 9 разных типов ролей, 6 из которых доступны каждому игроку с самого начала.
За экспансию в игре отвечает «Архитектор», сначала он перемещает ваших колонистов по игровой карте, после чего позволяет построить дома в доступных вам городах.
После освоения новых земель особенно приятно воспользоваться услугами «Префекта». Он производит товар во всех домах одной выбранной вами провинции, делая её неактивной, или вместо этого снова делает активными все провинции и получает за это денежное вознаграждение.
Когда ваши склады заполнятся изысканными тканями или винами, приходит время немного поторговать, подготовив почву для новой волны колонизации. «Торговец» продаёт в банк и/или докупает до двух видов товаров по фиксированной цене.
Разыграв несколько таких карт, вы обнаружите, что ваша рука приказов несколько истощилась и у вас больше нет нужного вам персонажа. На помощь придёт «Дипломат», копирующий последнюю сыгранную карту любого из ваших оппонентов. На мой взгляд, это одна из самых любопытных карт в игре, своеобразный джокер, который можно использовать, только когда кто-то из соперников сыграл нужную вам карту. «Дипломат» делает вашу стратегию более гибкой, но вместе с тем заставляет следить за ходами соперников и пытаться просчитать их следующие действия.
Другой отличный способ заполучить недостающую карту — сыграть «Сенатора», позволяющего купить до двух новых карт персонажей с рынка. В отличие от классического декбилдинга, все купленные карты сразу же идут в руку и могут быть сыграны уже со следующего вашего хода.
Кроме базовых действий, на рынке встречаются три новых типа карт персонажей: «Колонист», «Консул» и 5 видов «Специалистов» (по одному на каждый из товаров). Их эффекты также связаны с получением новых карт, товаров, денег и выставлением колонистов.
Последний персонаж — «Трибун», как уже упоминалось, возвращает все сыгранные вами карты обратно в руку, даёт возможность выставить в Риме нового колониста и приносит небольшой денежный доход, зависящий от количества карт в вашей стопке сброса.
Поле и взаимодействие с другими игроками
Хоть «Конкордия» и позиционируется как стратегия без прямого конфликта, но взаимодействия с оппонентами в ней более чем достаточно. Львиную долю своих победных очков игроки получают в конце игры именно за построенные ими дома, присутствие в разных провинциях и производство различных (или одинаковых) типов товаров, а карты богов являются их множителями. Поэтому на поле вовсю кипит жизнь и идёт настоящая гонка за провинции, города, маршруты и, конечно же, новые карты. А действия соперников напрямую влияют на ваши планы и заставляют вас подстраиваться под ситуацию на протяжении большей части игры.
Игроки так и норовят построить свои дома в провинциях, где уже есть дома другого игрока. Ведь пристраиваясь к вотчинам соперников, вы получаете приличные шансы на получение халявных товаров за счёт чужих производственных карт.
То же самое касается и городов. Построить свой дом в городе может любой игрок, вот только каждому следующему это строительство обойдётся дороже. С одной стороны, никому не хочется переплачивать из-за своей нерасторопности, с другой — карта не резиновая, а до дальних частей ещё и нелегко добраться.
Строить дома можно только в тех городах, между которыми стоит один из ваших колонистов. А на каждом участке маршрута, соединяющем два города, может одновременно находиться только один колонист. Учитывая ограниченную скорость перемещения, правильная расстановка своих колонистов на карте крайне важна для дальнейшей экспансии, не говоря уже о создании помех продвижению оппонентов.
Ничуть не меньшая борьба идёт и на рынке покупки новых карт. Цена каждой карты складывается из ресурсов, изображённых на карте, и соответствующей ей в данный момент ячейке. Стоимость ячеек растёт слева направо, и карты на дешёвых слотах рынка надолго не задерживаются. Оставшиеся после покупки карты сдвигаются на опустевшие места, а на самые дорогие слоты выкладываются новые карты из колоды. Если в начале игры «Сенатор» помогает добавить в руку необходимые приказы, то позже карты начинают скупаться уже по принципу их принадлежности к конкретным богам.
Последние штрихи
Последние штрихи в общую картину вносят маленькие радости типа микроменеджмента личного склада, гуляющий по рукам бонус «Prᴂfectus Magnus» и три новых типа карт-приказов, чьи эффекты вам наверняка также придутся по вкусу.
Ритм игры
Ход игры отличается постоянным, но вместе с тем неконфликтным взаимодействием игроков. «Конкордия» неслучайно переводится как «согласие», поэтому некоторые из ваших действий непременно будут приносить пользу и другим игрокам. Но, несмотря на отсутствие прямой вражды, дух соперничества здесь чувствуется очень хорошо.
А после того как ваши экономические движки раскрутятся, элемент гонки в игре становится ещё более явным. Последние свободные города и карты разлетаются, как горячие пирожки. При этом ставка на скорость не всегда бывает самым лучшим выбором. Конечно, всегда приятно завершить игру неожиданно для соперников, не успевших подготовиться к последнему ходу, но и соблазн построить «ещё вот здесь и вот здесь» или докупить ещё одну-две «вкусные» карты, чтобы было «совсем красиво», тоже очень велик.
Благодаря тому, что подсчёт очков ведётся только после окончания партии, определить на глаз, кто лидер, а кто отстающий, бывает довольно проблематично. Это лишний раз мотивирует более внимательно следить за игрой соперников, отмечать, в карты каких богов они вкладываются и за счёт чего собираются побеждать.
Почему я стал фанатом «Конкордии»
С «Конкордией» я познакомился сразу после её выхода, и с тех пор эта игра стала одной из моих самых любимых стратегий. В хорошей настольной стратегии я больше всего ценю две вещи: реиграбельность и элегантность.
Элегантность
Правила «Конкордии» выгодно отличаются от других представителей жанра тем, что занимают всего два листа формата А4, включая иллюстрации и примеры. Рассказывать их легко и приятно, а приступить к партии можно уже через 10—15 минут. Игра также не страдает избыточным количеством компонентов и, как следствие, избавлена от долгой подготовки к партии.
Всё «дыхание» игры держится на колоде карт. Описанный мною выше движок работает просто идеально. У вас есть несколько разных действий, и их количество ограничено. При этом игра не только даёт вам возможность оперативно реагировать на текущую ситуацию, вовремя копируя карты соперников, но и располагает к постоянному совершенствованию своего арсенала, удачно приобретая новые необходимые карты. В результате вы не просто создаёте свой уникальный набор, но и абсолютно не зависите от случайности прихода в руку купленных вами карт. В отличие от декбилдинга, менеджмент руки даёт вам полный контроль над вашими картами. Этот «рондель на картах» — настоящий пламенный мотор «Конкордии», душа и сердце всего игрового процесса.
Несмотря на относительную простоту, «Конкордия» — это серьёзная стратегическая игра, требующая планирования вперёд и предположения действий ваших оппонентов. Элемент гонки, постоянное непрямое соперничество за карты и контроль над территориями чувствуется здесь на протяжении всей партии.
Но от просто хорошей и интересной игры «Конкордия» отличается даже не тем, как слаженно и гладко работают все её элементы и механики, а тем, что при этом полностью отсутствует ощущение громоздкости и избыточности игрового процесса. «Конкордия» — это настоящий евро-дзен, в котором есть всё, что нужно хорошему евро, и при этом нет ничего лишнего.
Реиграбельность
Сам процесс игры может показаться несколько академичным. Но если он вам понравился, могу вас поздравить: «Конкордия» будет радовать вас долго и очень много, потому что с реиграбельностью у неё всё в полном порядке. Каждая игра будет отличаться благодаря порядку выхода новых карт на рынке и модульной раскладке городов. Ещё один приятный бонус — это идущее в комплекте двухстороннее поле. А вообще, для «Конкордии» есть ещё три дополнительные двухсторонние карты, и успешность игры говорит о том, что их выпуск может быть продолжен.
В «Конкордии» существует два способа закончить партию и семь разных способов получения победных очков. Можно играть «вдолгую» или удивить своего оппонента, сделав ставку на спринт; уйти в «карты» или отдать приоритет стратегии строительства домов; развиваться сбалансировано или сделать упор на одном из богов. Комбинаций разных вариантов стратегий тут предостаточно, тем более что тактику всё равно придётся корректировать под соперников и текущую ситуацию.
На случай, если дебюты стали казаться вам слишком однообразными, в правилах предусмотрен вариант, позволяющий собрать свой собственный уникальный стартовый набор товаров и сделать начало партии ещё более гибким.
А ещё для «Конкордии» есть большое дополнение «Salsa» с двумя модульными расширениями: солью (новым товаром-джокером) и плитками Форума, каждое из которых сделает партии ещё более разнообразными.
«Конкордия» не только отлично настраивается и работает для любого числа игроков, но и дарит разные ощущения в зависимости от их количества. Дуэльные партии легко укладываются в 45—60 минут, что для серьёзной евростратегии является просто отличным результатом. А при игре впятером вас ждёт два часа активного толкания локтями и фраз вроде: «Не-е-е-ет!! Я собирался купить эту карту / построить здесь дом / встать сюда!» И это только две крайности, весь диапазон между ними доступен.
Баланс и кризисность
После более полусотни сыгранных партий могу со всей ответственностью заявить, что «Конкордия» является одной из тех игр, которые прекрасно сбалансированы и работают, как швейцарские часы. Выигрывать можно, используя разные стратегии. Игра предоставляет множество потенциальных возможностей, но чётко ограничивает их вашими картами и материальным состоянием. На протяжении всей игры вы не раз и не два будете переживать следующие эмоции: «Чё-ё-ёрт!! Ну, почему у меня не хватает всего-навсего одного кирпича / одной монеты / одной карты для суперкрутого хода вместо просто хорошего». При этом в игре нет ощущения «бедности».
Для хорошего результата здесь нужно стараться планировать на несколько ходов вперёд, считать каждую копейку и товар на складе. Ибо правильная подготовка и планирование строительства, равно как и возможность вовремя купить карты в нужное время и нужном месте, — важнейшее звено вашего общего успеха.
Чем больше в неё играешь, тем больше понимаешь, насколько точно выверены все стоимости, цены и расстояния. Если кому-нибудь удаётся сильно оторваться от остальных, значит, в этом есть их вина: упустили, не досмотрели. Если вы в итоге плетётесь где-то в конце, значит, вы сами слишком много ошибались, потратив своё время и ресурсы чересчур неэффективно. Но в любом случае играть будет интересно всю партию до самого конца, потому что результат станет известен только после её окончания.
Оформление и атмосферность
Несмотря на то, что «Конкордия» объективно отстала на несколько лет от нового современного эталона оформления евроигр, я всё же считаю, что у игры приятное исполнение и вполне выдержанный стиль. Мне нравятся деревянные фигурные ресурсы, красивая и понятная карта с латинскими названиями городов и провинций, древнеримские персонажи и боги. Немаловажным мне кажется и достойный уровень географического и исторического соответствия карты. В правилах отмечается, что оно несколько условное, зато к игре прилагается отдельный буклет с познавательной информацией о каждой из 12 провинций, изображённых на карте империи, что приятно и достойно отдельной похвалы.
Понятно, что тема торговли товарами в мирном Средиземноморье не взрывает воображение, и от этого сам игровой процесс кому-то может показаться сухим и не атмосферным. Но вся красота «Конкордии» заключена внутри игры, в её великолепной, элегантной механике. А в играх немецкой школы, несмотря на тенденции последних лет, механика всё ещё ценится значительно выше шикарных иллюстраций придуманных миров. К тому же лично мне нравятся исторические игры. На мой взгляд, сеттинг в «Конкордии» выбран весьма удачно, а приятный, но не навязчивый стиль оформления игровых компонентов его только поддерживает, не отвлекая от основного процесса. Так что, как говорится, красота — в глазах смотрящего. В конце концов, «Терра Мистика» и «Замки Бургундии» заслужили нашу любовь несмотря на весьма скромный по сегодняшним меркам внешний вид.
Самый большой недостаток
Кроме упомянутых выше претензий к сухости и внешней неяркости, самым большим и серьёзным недостатком «Конкордии» была её обложка. Если остальные её изъяны — вопрос, как минимум, дискуссионный, то убогость изображения на коробке признают даже самые ярые фанаты игры. К счастью, несмотря на невзрачный внешний вид, «Конкордия» всё же смогла добиться заслуженного признания и уровня известности. А хорошая новость состоит в том, что в новом готовящемся издании «Конкордии» обложку игры перерисовали. И хотя к новой версии обложки тоже есть немало претензий, в целом стало однозначно лучше.
Заключение
«Конкордия» — это действительно высококлассное евро, возможно, лучшее со времён «Терра Мистики». Очень крутое, но при этом и совершенно не хардкорное. Как и любое первоклассное евро, «Конкордия» обладает отличной сбалансированностью и высокой реиграбельностью. Отличительными особенностями игры являются лаконичные правила и элегантность игрового процесса в сочетании с глубиной и богатством выбора решений.
«Конкордия» отлично играется на любое количество игроков, а благодаря невысокому порогу вхождения хорошо заходит в разных компаниях. Она особенно понравится любителям неконфликтного, но активного взаимодействия, а опытные евробойцы также оценят не только необходимость планировать и просчитывать свои действия, но и следить и предугадывать действия соперников.