Оригинал статьи находится на сайте The Cardboard Herald.
Нордический шаффл — «Викинги»
Выпущена Garphill Games в 2015
Автор: Шем Филлипс
Художник: Михайло Димитриевски
2-4 игрока / 60-90 минут
Автор обзора — Люк Мюнч
Ниша жанра размещения работниокв в наши дни весьма переполнена. Такие титаны, как «Агрикола», «Проект Манхеттен» и «Виноделие» на голову выше своих конкурентов, из-за чего новым играм сложно найти выделиться на общем фоне. Поэтому, когда «Викинги» вышли на сцену (в последнее время тема викингов слишком часто используется — это прямо новые зомби), нельзя было обвинить кого-то в том, что они прошли мимо этой игры. По сути, люди так и делали, пока Renegade Games не выпустили “Викингов” под своим лейблом, создав так необходимую им шумиху.
И это хорошо, потому что эта игра не просто отлично проработана, красива и выдержана по ритму, но, благодаря её элегантной механике это, наверное, одна из моих любимых игр о размещении работников на сегодняшний день.
Ваша цель как начинающего викинга заключается в том, чтобы разграбить как можно больше деревень и пролить как можно больше крови... Побеждает тот, кто прославится больше остальных, но этого можно достичь разными путями, к которым мы ещё вернёмся... А сначала!
Тебе предстоит проделать много работы, юный Норд, ибо у тебя за душой пара серебряных монет и экипаж, совершенно не готовый к путешествию. Так как же получить все нужные припасы?
В свой ход вам нужно поставить работника на игровое поле, а потом забрать оттуда другого (оба действия выполняются по порядку).
Этот простой цикл — суть всей игры, из-за него каждый ход становится танцем, в котором вы будете пытаться понять, какие действия и в каком порядке выполнить, как блокировать возможности противников, и как собрать припасы перед тем, как отправиться в море и забрать всё, что ждёт вас на том берегу.
В уравнение добавляется то, что работники бывают трёх цветов — они указывают не на принадлежность игроку, а на действия, которые они могут выполнять. Позже вы сможете сделать ход только затем, чтобы забрать серого или белого работника, который может понадобиться вам в следующем ходу.
Когда вы ставите работника на клетку, то либо получаете ресурсы, либо получаете возможность обменять ресурсы на что-то получше. Иными словами, эта игра о том, как накопить как можно больше, прежде чем потратить это всё на один большой набег:
- На клетке ворот вы можете взять две карты из колоды карт жителей, которые вы потом сможете использовать в чертоге или доме воинов.
- В чертоге вы можете использовать одноразовую способность карты, позволяющую вам украсть что-либо у других игроков или, возможно, изменить ситуацию на игровом поле, после чего её нужно будет сбросить.
- В доме воинов, с другой стороны, вы можете нанять персонажа с выбранной карты в качестве своего соратника (для этого оплатите её стоимость в монетах), после чего она будет усиливать вашу боевую мощь.
- В доме чеканщика вы можете заработать монеты, на мельнице — провизию, а в сокровищнице — сбросить карту в обмен на две монеты или две карты в обмен на кусок золота, редкий и полезный ресурс.
Как только у вас будет достаточное количество соратников, чтобы отправиться в плавание, и еды, чтобы прокормить их, вы можете потратить весь свой ход на то, чтобы забрать своего мипла и поставить его в заморское поселение, чтобы получить победные очки за военную мощь, собрать ресурсы и забрать работников другого цвета для использования в следующем ходу.
Да, есть разные работники, и у каждого свои сильные и слабые стороны. Чёрные работники, с которыми вы начинаете игру, легче добывают монеты у чеканщика, а также необходимы для первых набегов на поселения; серые и белые работники помогут вам заработать больше провизии, золота и даже дадут вам доступ к некоторым строениям в городе.
Первое такое строение — это оружейная, дающая единственную возможность заработать победные очки на шкале боевой силы. Вы можете двигать по нему фишки, получая как очки в конце игры, так и боевую силу, которая добавляется к броску кубиков во время набегов.
Когда вы совершаете набег на поселение, вы можете заработать различное количество победных очков. Их число зависит от боевой силы команды, участвующей в бою. У каждого члена экипажа может быть от 1 до 4 единиц боевой силы, а некоторые из них могут обладать способностями, дающими какие-либо бонусы. Помимо этого, вам нужно бросать кубики (в зависимости от поселения, на которое вы совершаете набег) во время более сложных испытаний. Это даёт вам возможность получать большие значения боевой силы и зарабатывать ещё больше победных очков. Наконец, каждое полученное вами очко вооружения добавляется к сумме очков боевой силы, потенциально предоставляя последние несколько очков, необходимых для большего бонуса.
Другое из этих двух строений — длинный дом, в нём доступны два действия. В первом случае вы можете обменять скот на две единицы припасов — достаточно простое и эффективное использование одного из наиболее простых (хоть и вкусных) видов добычи, которые вы можете получить за успешный набег. Второе действие позволяет вам использовать деньги и добычу в качестве подношений (они приносят победные очки в конце игры).
Есть несколько видов добычи, которые можно получить:
- Единица скота равна половине победного очка, если останется у вас в конце игры (они считаются только парами), но, как уже упоминалось, их можно использовать для быстрого (и вкусного) получения провизии.
- Железо равно 1 победному очку, либо за него можно улучшить показатель вооружения.
- Золото равно 1 победному очку, но оно также нужно, чтобы осуществить самые грандиозные и устрашающие набеги.
- Вы не получаете валькирий в качестве добычи, а скорее сражаетесь с ними. В ходе битвы они убивают одного из ваших соратников. Каждая побежденная валькирия приносит одно очко на счётчике валькирий, где таким образом можно постепенно заработать колоссальные 15 победных очков.
Игра заканчивается, когда две из трёх крепостей (самые сложные поселения из всех) разграблены, сражены все валькирии или колода жетонов подношений закончилась. Вышеперечисленное постепенно замедляет игровой процесс, что ощущается как естественный ход вещей.
Всё это сопровождается великолепным, слегка мультяшным художественным стилем, металлическими монетами, которые входят в комплект, и большим игровым полем, из-за чего каждая игровая партия приносит ещё и эстетическое удовольствие. Сами правила небольшие, занимают несколько страниц, но хорошо объясняют всю суть игры. Размер коробки чуть меньше обычного, что позволяет удобно расположить её на полке, не занимая слишком много места.
Когда я впервые увидел эту игру, я подумал «А реааааально ли надо её брать? В конце концов, у меня уже есть “Чемпионы Мидгарда”». Я сравнил два варианта: и та, и та — игры на размещение работников на тему викингов, обе отлично оформлены, да и качество на высоте, у обеих игр есть два дополнения, запущенные одновременно на Kickstarter.
Но за этими общими аспектами кроются совершенно разные взгляды на размещение работников, уникальная механика, визуальное представление и общий темп игры. В конечном счете, каждая из них задевает разные струны так, что я рад обладать обеими из них.
На что я мог бы пожаловаться в «Викингах», так это на затянутость некоторых партий. Если люди медленно раскачиваются или пытаются выжать как можно больше из каждого набега, то требуется больше времени, чтобы собрать ресурсы для разграбления достаточного количества крепостей и окончания игры. Кроме того, некоторые карты сопровождаются механикой «take that», которая многих может раздражать.
Всё это усугубляется случайным характером колоды карт экипажа: в ней может быть от 3 до 1 копии каждой карты. Самые редкие карты — карты героев: несмотря на то, что среди ваших соратников может быть только одна такая карта, она даёт очень много очков, и это может приводить к дисбалансу. Это можно легко исправить, если это вас напрягает: лично я убрал героев из колоды жителей, что значительно снизило процент простой удачи, так как в колоде есть дубликаты каждой другой карты.
«Викинги», на мой взгляд — обязательная игра для любого поклонника игр на размещение работников. Она намного превосходит таких своих предшественников, как «Каменный век», и в то же время отличается от них настолько, что каждая партия становится совершенно уникальной и захватывающей.
Игра обязательна к покупке тем, кто ценит элегантные, визуально красивые и хорошо продуманные игры на размещение работников.
Кому эта игра не нужна: тем, кто через час игры устаёт от однотипных действий.
Люк Мюнч — постоянный автор The Cardboard Herald и ведущий YouTube-канала Budget Board Gamer.