Мы находим лучшие мировые настольные игры и переводим их для российского рынка. Наша цель - дать возможность людям, любящим настольные игры, получать мировые хиты по доступной цене и без потерь в качестве.

Обзор Курта Миллера (Two off the Top)

Опубликовано: 17.04.2019

Обзор игры «Между двух замков безумного короля Людвига» от Курта Миллера из Two off the Top. Подробный критический обзор компонентов, особенностей игрового процесса и режима для двоих игроков. 

Оригинал статьи можно посмотреть тут.

 

«Между двух замков безумного короля Людвига»

Количество игроков: 2—7

Продолжительность игры: 55 минут

Сыграно партий: 6

 

Between Two Cities и Castles of Mad King Ludwig («Замки безумного короля Людвига») это две игры, которые я прекрасно знаю. Stonemaier Games и Bezier Games объединили эти две игры, и на свет появилась «Между двух замков безумного короля Людвига» (далее просто «Между двух замков»).

Чтобы быть до конца честным, я сообщаю, что эта копия игры «Между двух замков безумного короля Людвига» была предоставлена мне на обзор компанией Stonemaier Games и это никак не повлияло на мою оценку.

 

«Между двух замков»  это абсолютно роскошная игра с впечатляющим артом и «пасхалками». Первые несколько партий понравятся вам просто потому, что вы будете разглядывать разнообразные комнаты и то, что в них находится. Оформление этой игры это то, чего мне не хватило в «Замках безумного короля Людвига». Оно правдоподобно передаёт взгляды настоящего безумного короля на строительство замков всё яркое и вычурное. Каждый тайл пропитан историей и богатством. 

Однако после того, как вы закончите своё первое знакомство, возникает логичный вопрос: действительно ли эта игра заслуживает того, чтобы играть в неё снова и снова, или это просто принаряженая версия Between two cities?

 

Из этой игры вполне могла бы получиться улучшенная версия Between two cities. Конечно, между ними есть отличия (и чуть позже я ещё об этом расскажу), однако в игре «Между двух замков» достаточно интересных находок, чтобы расценивать её как самостоятельную игру. Но если вы играли в Between two cities, то вы неизбежно будете их сравнивать. 

«Между двух замков» длится два раунда. Игроки берут стопку из 9 жетонов комнат, вытаскивают из неё два жетона и передают оставшиеся жетоны игроку слева от себя (в варианте для двух игроков правила немного отличаются, но я расскажу об этом позже). 

После выбора жетонов игроки обсуждают со своими соседями, какой из двух жетонов они должны забрать в свой замок и где его следует расположить. После того как все жетоны заняли свои места, игроки берут полученную ранее стопку жетонов и повторяют это действие ещё три раза. Оставшийся в конце неиспользованный жетон отправится обратно в коробку. 

Во втором (и последнем) раунде игроки будут совершать те же действия, но стопки жетонов будут передаваться в обратном направлении. После того как выложен последний жетон, игроки подсчитывают очки двух своих замков — тот замок, который принёс наименьшее количество очков, идет в зачёт игроку. Игрок с наибольшим количеством очков побеждает. 

Звучит очень похоже на Between two cities, не так ли? Что ж, здесь есть несколько изменений, которые помогают игре выделиться на фоне своей двоюродной сестры и приблизиться к истории короля Людвига. В игре представлено семь типов жетонов. Пять из семи это комнаты первого этажа и выше, один подвальное помещение и ещё один универсальный. В отличие от Between two cities тут нет промежуточной фазы для размещения двойного жетона. Ваш замок начинается с двойного Тронного зала, который даёт уникальную возможность заработать немало очков.

 

 

Также игра «Между двух замков» позволяет игрокам строить так, как они захотят (если это не противоречит правилам). Игрокам не надо соблюдать установленную структуру, однако им придётся соблюдать правила размещения в зависимости от этажа — если вы хотите построить второй этаж, под ним должен быть первый. Над наружными помещениями невозможно построить что-то ещё, и невозможно передвинуть жетоны после того, как они были выложены. Возможно, это звучит немного коряво, но если вы представите себе двухмерное изображение замка, то вы поймёте, что комната третьего этажа, построенная раньше комнаты второго этажа, будет просто парить в воздухе. 

Сам игровой процесс весьма прост: вы просто тянете и выкладываете жетоны. Однако у каждого жетона есть свои правила — и вот тут уже появляются нюансы. Здесь вам поможет памятка игрока замечательное изобретение в помощь тем, кто привык держать всё в голове. Конечно, одной лишь памятки недостаточно для того, чтобы начать играть, однако после того, как вы познакомитесь с правилами, памятка спасёт вас от сотни вопросов а-ля «а что делает этот жетон?» и поможет игре двигаться дальше. Это важно, поскольку, несмотря на то, что у каждого помещения примерно одни и те же условия для получения победных очков, многое зависит от соседних помещений. Здесь игроки застревают чаще всего. Это правило добавляет глубины и сложности игровому процессу и объединяет Between two cities и «Замки безумного короля Людвига».

 

 

К слову, о правилах пожалуй, это самая качественная из всех книг правил, которые мне встречались (не считая тех, что в твёрдом переплёте). Для большей информативности в правилах отводится по отдельной странице для каждого типа жетонов, где приводятся чёткие инструкции по их размещению и подробные примеры. Правила выглядят так, как будто читать их придётся долго (и это правда), но лишь потому, что авторы постарались сделать так, чтобы ни один возможный вопрос не остался неотвеченным.

 

«Между двух замков безумного короля Людвига»  уникальная игра, потому что она является смесью двух успешных проектов. Из-за этого её всегда неизбежно будут сравнивать с двумя её предшественниками. 

Учитывая уровень сложности, я думаю, что эта игра ближе к Between two cities, чем к «Замкам безумного короля Людвига». Мне кажется, Between two cities  это прекрасная ознакомительная игра, в которую можно играть большим количеством участников, что невозможно для многих игр, поскольку большое количество участников больше свойственно социальному жанру...

Мне кажется, что «Между двух замков» привносит вызов, которого мне так не хватало в играх подобного характера. И это прекрасно, потому что мне хотелось чуть более продолжительной и сложной игры, а Between two cities: Capitals не смогли дать мне желаемого. В то же время если вам хочется сыграть во что-то, похожее на «Замки безумного короля Людвига» в более простом режиме и на большее количество игроков, то «Между двух замков» подойдет вам идеально.

«Между двух замков» немного сложнее благодаря правилам размещения жетонов и отдельным инструкциям, влияющим на всех, на каждом жетоне. Из-за этого невероятно важно внимательно читать каждый жетон, прежде чем выкладывать его, поскольку игроки не могут просто руководствоваться цветом жетонов при их размещении. Игроки могут начать чересчур тщательно высчитывать, какой жетон принесёт им большее количество очков, что может привести к минимаксерству. Обычно это происходит ближе к середине игры, когда нужно учитывать слишком много переменных, чтобы посчитать, сколько очков принесёт новый жетон. У многих помещений существует лимит максимального количества очков, которое они могут принести, поэтому разница в финальном счёте обычно составляет несколько очков. Лично мне нравится такой дополнительный слой игры, но другим он может показаться утомительным. 

Подсчёт очков в Between two cities всегда был тяжёлым испытанием для меня и моих друзей, и мы никогда не могли понять, почему он происходил именно так, а не иначе. Подсчёт очков в «Между двух замков» кажется мне чуть более понятным. Жетоны содержат больше информации, а потому проще понять, что происходит с победными очками прямо здесь и сейчас. Впрочем, я не думаю, что это будет затруднительно для игроков, которые намерены разобраться в игре. Здесь больше причина в моей попытке найти закономерности и разобраться с математикой.

В «Между двух замков» вошёл блокнот, в котором игроки могут отмечать, сколько победных очков они получили. Мне кажется, это отличная находка и более эффективный способ учёта очков, чем шкала победных очков (занимает много места) или картонные жетоны (с ними много мороки). Однако реализация кажется мне неидеальной. Каждый игрок заполняет один лист учёта очков. Они двусторонние, но при игре на семерых вам понадобится не меньше четырёх листов. Также в этом случае игроки будут подсчитывать свои очки не одновременно, что может удлинить время игры. Конечно, если каждый получит свой лист, процесс пойдёт быстрее, но так вы потратите семь единиц своего невосполняемого ресурса.

На то, чтобы подсчитать все очки в «Между двух замков», вам понадобится много дополнительного времени, особенно во втором раунде. Поскольку каждый жетон уникален, игрокам предстоит разобраться с жетонами у себя на руках, в обоих замках и замках противников. Это большой объём информации, учитывая ещё и маленький текст на каждом жетоне, игрокам будет непросто собрать все данные, чтобы играть с умом. Мне кажется, этот избыток информации делает первый раунд куда более увлекательным, чем второй, поскольку во время него игроки могут свободно планировать и строить свои безумные замки, вдохновляясь настроениями самого Людвига, по сравнению со вторым раундом, когда игрокам придётся постоянно думать, куда поместить жетон, чтобы заработать больше очков.

Моим главным опасением во время первой партии в «Между двух замков» было то, что игра добавляет дополнительные механики к уже и без того умному и простому игровому процессу. После нескольких партий мне очень понравилась игра, но я до сих пор размышляю, не слишком ли авторы утяжелили простую идею, добавив в неё новые механизмы.

«Между двух замков» — так же, как и Between two cities — создают атмосферу одновременно соревнования и кооперации, а также понравятся как новичкам, так и опытным игрокам (хотя я бы, скорее, рекомендовал её опытным игрокам). Мне кажется, что она вобрала в себя лучшее из обеих игр и избавилась от проблемных или лишних моментов (как, например, аукцион в «Замках безумного короля Людвига»). Мне кажется, что сама тема игры более понятна, чем обычное градостроение, однако из-за ограничений, которые накладывают условия получения победных очков, мне ни разу не удалось почувствовать себя настоящим строителем безумного замка.

 

 

Поскольку бОльшую часть своей настольной жизни я провожу за играми со своей женой, меня очень порадовало наличие режима для двух игроков. Особенность этого режима в том, что два игрока строят три замка вместе с Людвигом. Лично я не люблю специально созданных игровых ботов и лучше поиграю в игру, специально созданную для двоих, чем в игру, в которую за уши притянули парную версию. Однако, если выбирать между этим вариантом и режимом для двоих в Between two cities, я бы выбрал первое, поскольку здесь сохранилась цель строительства двух замков одновременно, а Людвиг может стать полноценным победителем игры в конце партии. Я бы не купил эту игру только для того, чтобы играть вдвоём, но если вы хотите изучить правила под другим углом или изменить темп игры, то вам понравится. 

Игра кажется очень короткой, даже если за столом больше игроков. Единственный момент, когда требуется дополнительное время,  это подсчёт очков, все остальные действия игроки совершают одновременно. Для этой игры не существует оптимального количества игроков (3+), и это очень здорово. Поскольку игрокам приходится одновременно следить за строительством двух замков, шанс возникновения одного безусловного лидера невелик, а проблема, которая часто преследует игры с большим количеством участников,  продолжительность — решается одновременными действиями.

 

 

Помимо всех перечисленных преимуществ и недостатков игры, я ни разу не упомянул совершенно прекрасный вкладыш-трей, который используется для хранения компонентов и для игры. Он идеально входит в коробку и прочно удерживает каждый жетон. Все отлично организовано, а потому подготовка к игре и уборка после неё стали намного проще: вам не надо просто скидывать компоненты обратно в мешочек или коробку. Я с лёгкостью мог бы написать отдельный пост восхищения этими вкладками, но я не уверен, что обладаю достаточным вокабуляром, чтобы передать все их преимущества. Один отрицательный момент относительно них (и это большая придирка) это то, что мне хотелось бы, чтобы эти вкладки доходили до самой крышки. Меня это беспокоит потому, что большинство своих игр я храню горизонтально, складывая одну на другую, и я опасаюсь, что без дополнительной поддержки снизу крышка может продавиться и испортиться. 

 

 

Если бы мне пришлось выбирать между «Замками безумного короля Людвига» и «Между двух замков», я бы выбрал вторую. В моей коллекции есть обе игры, но мне кажется, что объединённый вариант оказался лучше оригинала. Также я бы предпочел её игре Between two cities, если бы у меня была большая компания друзей, готовая играть в более сложные игры. Поскольку у меня хватает места на полке, я оставлю себе обе игры — тем более что Between two cities почти не занимает места, поскольку это отличная и лёгкая игра как для опытных, так и для неопытных игроков.

«Между двух замков» всегда будет неизбежно связана со своими предшественниками. Если вы уже в них играли, то ничего новаторского или удивительного вы здесь не найдёте. Если вы знакомы с продукцией Stonemeier Games, то вы знаете, что это серьёзная, прекрасно сделанная игра, с минимальным количеством дыр. Подходит ли эта игра именно вам этот выбор каждый должен сделать для себя самостоятельно. У меня эта игра прочно обосновалась в стопке «оставить», поскольку добавленная глубина превращает её в ту игру, которую я ожидал от Between two cities: Capitals. А также в этой игре есть отдельная комната для корги разве можно желать большего?