Мы находим лучшие мировые настольные игры и переводим их для российского рынка.
Наша цель - дать возможность людям, любящим настольные игры, получать мировые хиты по доступной цене и без потерь в качестве.

Скачки на деревянных верблюдах

Опубликовано: 07.06.2017

 

Песочное море раскинулось на мили вокруг, и пред моим взором не было ничего, кроме переливающихся золотым блеском дюн. Три холодные ночи и четвёртый день под палящим солнцем порядком измотали моих людей, и теперь мне кажется, что только верблюды, эти неутомимые корабли пустыни, не чувствуют страшной тяжести этого перехода, величественно вышагивают по кромке песчаных барханов, вытянув свои длинные шеи. Возможно, было ошибкой положиться на караванщика-гида, обещавшего провести нашу экспедицию через пустыню и вывести нас к Карачи на исходе четвёртого дня. Как же я был безрассуден, вручив ему увесистый кошель с монетами, а затем предоставив право распоряжаться не только нашими жизнями, но и судьбой всего нашего похода. Песочное море раскинулось на мили вокруг, и пред моим взором не было ничего, кроме переливающихся золотым блеском дюн. Три холодные ночи и четвёртый день под палящим солнцем порядком измотали моих людей, и теперь мне кажется, что только верблюды, эти неутомимые корабли пустыни, не чувствуют страшной тяжести этого перехода, величественно вышагивают по кромке песчаных барханов, вытянув свои длинные шеи. Возможно, было ошибкой положиться на караванщика-гида, обещавшего провести нашу экспедицию через пустыню и вывести нас к Карачи на исходе четвёртого дня. Как же я был безрассуден, вручив ему увесистый кошель с монетами, а затем предоставив право распоряжаться не только нашими жизнями, но и судьбой всего нашего похода. Сейчас мои мысли заняты только лишь решением проблемы, что меня пугает больше: смерть в этом богом забытом месте или позор, которым заклеймят моё дворянское имя за неминуемый провал. Караван движется в суровом молчании под вой пустынных ветров. Караванщик, этот скукожившийся от солнца старик, напряжённо вглядывается в горизонт. Мерный шаг верблюда погружает меня в сон, тревожный, ещё более изматывающий, чем бодрствование. Мне снится дом, родной сад…

Из забытья меня выводит заметно ускорившийся шаг животного (мне приходится схватиться за седло, чтобы не упасть) и гул человеческих голосов. Впереди виднеются очертания города, и будь я проклят, если не озолочу старика-караванщика, едва мои ноги коснутся каменной мостовой!

Фигурки деревянных верблюдов постепенно покоряют рынок настольных игр. После яркого дебюта в семейной “Camel Up” («По верблюдам!») эти прохвосты взяли курс на серьёзное евро! Кажется, у издательства «Z-Man Games» есть план, и вьючные животные далёкого Востока играют в нём не последнюю скрипку. И пускай вас не смущает кажущаяся незначительной роль хозяев пустыни, в патовой ситуации они окажут неоценимую помощь! 

Итак, сегодня нам предстоит отправиться в дорогу по легендарному Шёлковому пути вместе со знаменитым путешественником XIII века Марко Поло. 

Box_MarkoPolo_3D_0.png  

Вышедшая из-под пера Даниеле Ташини («Цолкин. Календарь Майя») в 2015 году игра «Путешествия Марко Поло» (“The Voyages of Marco Polo”) уже успела обзавестись поклонниками и рядом заслуженных наград, а теперь готовится к покорению отечественного рынка настольных игр. Игра выйдет под флагом издательства “Crowd Games”, а на полках магазинов и игровых столах имеет шанс оказаться уже к середине августа.

 «Путешествия Марко Поло» можно было бы назвать классическим, даже слегка хардкорным евро, если бы не два ярких отличия от привычных собратьев по цеху. Во-первых, тут есть кубики, а во-вторых, игроки выступают в роли различных персонажей, обладающих уникальными и разительно различающимися между собой способностями (ассиметричный геймплей). Бесспорно, присутствие кубиков в евроиграх новацией назвать сложно. Достаточно вспомнить великолепные «Замки Бургундии», в которой кубики точно таким же образом использовались в качестве рабочих, или прекрасную «Кубарем по галактике». Но всё же кубы по-прежнему редкие гости в «евро», и ещё реже они оказываются гостями зваными. 

 Выбрав персонажа, игроки получают планшет для хранения ресурсов, кубики и фишки факторий выбранного цвета, а также небольшой стартовый капитал из нескольких монет и двух верблюдов. С подготовкой покончено, и теперь можно отправляться в путь длиной в пять раундов. Раунд начинается с броска игроками всех доступных кубиков, после чего участники поочерёдно отправляют своих кубических рабочих добывать ресурсы, чтобы отправить караваны в путь. Игровое поле разделено на две части: верхняя часть, занимающая две трети поля, представлена тематично оформленной картой Азии, по которой и перемещаются игроки; нижняя часть отдана под ячейки действий, о которых поговорим подробней. Игрок в свой ход может выставить один или несколько своих кубиков как на пустую ячейку действия, так и на занятую, однако в последнем случае он должен отдать некоторое количество монет в банк. Всё как в жизни — приходится расплачиваться за нерасторопных рабочих.

Первое и самое простое действие — получить пять монет из банка. За товарами мы отправляемся на базар, при этом за тюками шёлка вам придётся отправить двух рабочих, а вот золотые слитки понесут не меньше чем трое работяг. Количество полученных на рынке товаров считается по специальной табличке, а результат определяется в соответствии с наименьшим числом на выставленных кубиках. Третье доступное игрокам действие, милость хана, тоже направлено на получение ресурсов: игрок, воспользовавшийся «покровительством», получает двух верблюдов и один ресурс на свой выбор. 

 Товары, деньги и верблюды понадобятся нам для выполнения контрактов и путешествий по карте. Контракты представляют собой открытые для других участников цели (есть в игре и скрытые), требующие от игрока сброса определённого количества ресурсов и приносящие взамен победные очки, ресурсы и прочие необходимые в долгом путешествии вещи. Контракты можно получить через отдельное действие, позволяющее взять в личный запас до двух таких жетонов.

Наиболее важное и затратное действие в игре — путешествие. Оно потребует от вас траты двух кубиков и внушительной суммы денег, а иногда, в зависимости от выбранного пути, и верблюдов. Игроки перемещаются между городами, провинциями и оазисами. Окончив свой путь в городе или провинции, игрок выставляет там факторию своего цвета, которая открывает ему доступ к дополнительным действиям, указанным на карточке города, либо, если поселение было выставлено в провинции, игрок сразу же получает указанный на жетоне провинции бонус, который он в последующем будет получать в начале каждого раунда. Кроме того, игроку, оказавшемуся в городе первым, достаётся единовременный бонус. На картах действий городов останавливаться подробно не будем, отметим только, что их в игре достаточно много (31 карта), раскладываются они случайным образом и, как правило, позволяют обменять комбинации товаров на победные очки, монеты или другие товары.

Помимо указанных основных действий, игрокам доступны и так называемые дополнительные действия. Участники могут выполнить любое количество дополнительных действий как до, так и после выполнения основного действия. Всего дополнительных действий пять: за сброс верблюдов игрок может перебросить кубик, добавить или вычесть единицу из его значения, либо получить дополнительный чёрный кубик (да, в этой игре присутствует дискриминация по цвету лака!). Также игрок может выполнить контракт, сбросив необходимую комбинацию ресурсов, или, потратив кубик, взять три монеты (при выборе этого дополнительного действия значение на кубике, а также занятость ячейки роли не играет). 

 Победа достигается перевесом в победных очках, которые мы получаем по ходу игры за выполнение контрактов и действий городов, оставшиеся монеты, посещение Пекина. Кроме того, если игрок имеет торговый пост в Пекине, то он получает победные очки за накопленные к концу игры ресурсы, так что в этой игре все дороги ведут не в Рим, а в Поднебесную. Также немалое количество победных очков приносит выполнение карт тайных целей, на которых указывается, какие города игрок должен посетить. Напоминает “Ticket to Ride”, но здесь это не главная цель, а лишь один из способов достижения победы. Помните, в начале статьи я говорил о важной роли верблюдов? Так вот, в случае ничьей по победным очкам побеждает игрок, у которого их больше.

Переходя к итогам, я бы отнес «Путешествия Марко Поло» к категории достаточно сложных комплексных еврогеймов, со своей изюминкой в виде небольшого рандома. В игре продумано большое количество мелочей, например, предусмотрена компенсация за неудачный бросок кубиков. Вариантов взаимодействия между игроками достаточно мало, считай, занятие ячеек действий да посещение городов первым, однако они приносят игре динамичность и не создают впечатления, будто сражаешься сам с собой. Партия играется бодро, а за счёт необходимости оперативного занятия нужных тебе ячеек и городов на поле происходят настоящие гонки — “Race for Marco Polo”. Ассиметричность способностей стартовых персонажей одновременно является и плюсом, и минусом игры. С одной стороны, она добавляет реиграбельности и необычности тактик, с другой стороны, с балансом у персонажей не всё так хорошо, как хотелось бы. Способности некоторых достаточно сложные для освоения и требуют действий по определённой, не всегда очевидной тактике. Если вы играете разными компаниями, а за столом собираются люди с разным опытом игры, то проблема решается просто: отдаём управление «поломанным» персонажем новичку. 

 Оформление игры мне понравилось, игра яркая, в разложенном виде на столе смотрится очень красиво. Фишки ресурсов в игре фигурные, по своей форме очень напомнили мне перекрашенные ресурсы из «Серпа» (золото — металл, шёлк — нефть, специи — еда). Коробкой предусмотрено разделение на четыре отсека для удобной сортировки компонентов. Ну и, в конце концов, у этой игры просто замечательная реиграбельность за счёт тайных целей, случайной раскладки на поле карт местных действий и различного состава персонажей.

В целом, мне «Путешествия Марко Поло» понравились, я с удовольствием сыграл несколько партий и не отказался бы ещё от парочки. Мне, вообще говоря, очень нравится идея использования кубиков в евроиграх, особенно когда они являются важной составляющей геймплея. Конечно, основная цель игроков — это сбор ресурсов и последующий их обмен, что не ново, но вот способы и вариативность этого процесса, на мой взгляд, достаточно свежа. В итоге перед нами достойная игра, не однозначный хит, но вполне себе фаворит вечерних посиделок.

Всем удачных партий и успехов на кубах!

 

Вавилонов М.

(другие работы автора вы можете почитать в  его группе ВК