Top.Mail.Ru

  Автор статьи — Анна Смирнова, редактор и копирайтер из Санкт-Петербурга, фанат настолок. Любит кооперативные игры, красивые миниатюрки и захватывающие сюжеты. Приняла участие в локализации нескольких настольных игр.

Это не игра. Всё очень серьёзно. Игры закончились: на кону репутации, состояния и жизни. Помните это прекрасное чувство погружения в книгу? Придуманный мир становится ярче, наполняется красками, звуками и запахами, эмоциями и идеями. Реальность со всеми её сложностями на некоторое время скрывается в тумане. В детстве и юности все мы исследовали необитаемый остров с Робинзоном Крузо, дрались с гвардейцами кардинала плечом к плечу с тремя мушкетёрами и слушали, как играет на скрипке Шерлок Холмс, гений сыска и мастер дедукции. Мы выросли, но волшебный навык можно вернуть. Понадобятся лишь некоторые подручные средства и товарищи, которые с удовольствием разделят с вами приключение.

«Шерлок Холмс, детектив-консультант» — не совсем игра ещё и потому, что от удачи и полёта кубика ничего не зависит. Всё зависит от вас. Даже не от Шерлока Холмса — этот хитрец поручил всю сложную работу вам. Именно вы будете собирать улики, проверять алиби, беседовать с экспертами и свидетелями.

Игра в жанре детектива — достаточно большая редкость. Сама механика раскрытия преступления, увы, такова, что решение загадки ставит в сюжете точку. Но игра стоит свеч: издатели Ystari Games, а затем и Space Cowboys, авторы серии игр «Агентство “ВРЕМЯ”», заново открыли для публики жанр игры в форме своеобразной книги, новые страницы которой становятся доступными в ответ на правильные действия, а время прохождения зависит от слаженности, логики и умения шевелить мозгами. Наградой игрокам служит сама законченная история. Именно поэтому «Ковбои» и взялись за настолку, вышедшую в далёком 1981 году. У неё вообще довольно интересная история.

  • 1981 г. Выпущена издательством Sleuth Publications. Оформление игры сильно уступало нынешнему. Иллюстрации были позаимствованы у Сидни Пэджета, а карта Лондона и вовсе была нарисована на коленке.

  • 1985 г. Получила титул «Игра года» в Германии. Издательство Sleuth Publications к этому моменту уже прекратило существование, права подхватил немецкий KOSMOS.
  • 1991 г. В ICOM Simulations превратили настолку в видеоигру. Вторая часть вышла в 1992 году, третья — в 1993-м. В обзорах видеоигру сравнивали с «телевизионной постановкой низкого качества... не хуже любого телешоу», хвалили продвинутые технологии и ругали низкую интерактивность. В 1994-м журнал Computer Gaming World высоко оценил качество видео, которое улучшалось с выходом каждой новой части, отметил хорошую актёрскую игру и пришёл к выводу, что «сильнейшая сторона игры — интересные и сложные дела».

  • 2011 г. После 20-летнего затишья, прерываемого лишь выходом фанатских сценариев, переиздана на французском Ystari Games. Издательство проделало отличную работу над оформлением, но не столь отличную над текстами — по отзывам, они содержали огромное количество смысловых ошибок, которые делали непроходимыми некоторые сценарии. Тем не менее это не помешало игре вновь собрать урожай престижных наград. Возвращение вышло заметным.
  • 2015 г. После поглощения Ystari Games концерном Asmodee отошла к Space Cowboys — дочернему издательству основателей Asmodee.
  • 2016 г. Переиздана Space Cowboys. Первое издание оказалось не без греха — всё ещё давала о себе знать работа Ystari над текстами игры. Зато визуальная составляющая стала ещё более впечатляющей (что было вполне ожидаемо от Space Cowboys: оформлять игры они всегда умели). Например, для создания новой карты Лондона пригласили Бернара Биттлера — художника, иллюстрировавшего «Агентство “ВРЕМЯ”. Тайна “Эндьюранса”».
  • 2018 г. Локализована Crowd Games. Как человек, игравший в оригинал, отмечу, что мало понимать текст «Шерлока Холмса», неплохо бы и знать реалии эпохи. Или хотя бы разбираться в её денежных ценностях. Скажем, найдя в квартире убитого вексель на 100 фунтов, понимать — это карманные расходы или о-го-го сколько. Я видела макеты русской версии игры и могу только порадоваться, что редакция Crowd Games с головой погрузилась в исследование мира и снабдила тексты примечаниями, поясняющими обыденные для современников Конан Дойля вещи. Несомненно, это поможет полнее прочувствовать атмосферу и глубже погрузиться в приключение.
Нам мало что известно об авторах игры: Гэри Грэди, Сюзанне Голдберг и Реймонде Эдвардсе. И даже само издательство Sleuth Publications выпустило лишь ещё одну игру — нуар Gumshoe. Также оно какое-то время выпускало популярный журнал о настольных играх Different Worlds. Если верить участнику форума BoardGameGeek, Гэри Грэди был судебным криминалистом, историком и признанным экспертом по делу Джека-Потрошителя, а его жена Сюзанна Голдберг — писательницей. Вместе они управляли игровым магазином в Сан-Франциско. Третий компаньон, Реймонд Эдвардс, со временем выкупил долю в бизнесе.

Редактор Different Worlds Тадаси Эхара (Tadashi Ehara) рассказывает о своей работе в Sleuth Publications: «Управление оставляло желать лучшего… Но денег было достаточно. “Шерлок” хорошо продавался по всей стране. Свои версии выпустили Австралия, Германия и Япония. Издательство со временем начало выпускать игру в коробке, а не в переплёте, который делал её особенной. Все доходы были вложены в проекты, которые так и не были осуществлены, так что компанию пришлось закрыть». Один из таких проектов Грэйди описывает в рассылке Sleuth Times: игра «Улицы Лондона», подсказки которой — всего около 500 — игрокам нужно искать непосредственно на улицах города. Весьма амбициозная идея!

Кстати, выпуски Sleuth Times были посвящены бытовым аспектам времён Шерлока Холмса: деньгам, этикету, нашумевшим газетным историям. Издательство считало необходимым погружение в эпоху. Той же позиции придерживались как авторы игры, так и все, кто переиздавал её позже. Вы обязательно почувствуете это. Тексты и иллюстрации незаметно переносят вас в атмосферу туманного и загадочного Лондона времён Конан Дойля. И делают они это настолько хорошо, что перед вами обязательно встанет выбор: соревноваться с Холмсом или задержаться в этом мире подольше.

Тут надо пояснить. Как и в большинстве современных настольных игр, в «Шерлоке Холмсе» есть победные очки. Причём в конце ваш результат сравнивается с очками Холмса (который проводит собственное расследование параллельно с вами). Но мы уже знаем, что он тот ещё хитрец: у Холмса всегда 100 баллов из 100. Опытный сыщик может разгадать загадку, не вставая с кресла. А вот вам придётся побегать по городу. Иногда последовательность действий очевидна из деталей дела, а иногда придётся импровизировать. Например, о ядах стоит поспрашивать в местных аптеках, а о марках сигарет — в табачных лавках. Но как бы то ни было, чтобы получить наибольшее число очков и узнать, обставили ли вы Холмса или нет, нужно посетить минимум адресов и ответить на максимум вопросов, которые вам зададут в конце дела. Одни напрямую касаются расследования, другие позволяют улучшить свой результат. Парадоксальным образом быстрый выигрыш лишает игроков части удовольствия от встречи с колоритными персонажами и посещения интересных мест. И вот этот вопрос — гнаться ли за очками или исследовать отлично выписанный открытый мир — вам нужно будет решить для себя самим. В конце концов, вы же и так знаете, что убийца дворецкий.

«Шерлок Холмс, детектив-консультант» понравится тем, кто знает толк в хорошей истории. Популярность придуманного в конце XIX века сэром Артуром Конан Дойлем образа детектива не идёт на убыль. По слухам, новый фильм с Робертом Дауни-младшим в главной роли запланирован на 2020 год. Бенедикт Камбербэтч подписал контракт на участие в пятом сезоне «Шерлока» на BBC. По числу экранизаций история о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне попала в «Книгу рекордов Гиннесса». На данный момент в мире насчитывается около 210 кинофильмов, сериалов, анимационных фильмов с участием сыщика. И даже книги о знаменитом детективе издаются по сей день. Например, в 2011 году наследники Артура Конан Дойля впервые разрешили написать новую книгу о Холмсе: это «Дом шёлка» Энтони Горовица.

«Шерлок Холмс, детектив-консультант» понравится и тем, кто не боится текста в играх. И таких людей немало: это доказывает мировая популярность серии «Агентство “ВРЕМЯ”» и успех изданной в 2017 году игры «Это моя война», в которую входит книга объёмом в миллион знаков.

Наконец, «Шерлок Холмс, детектив-консультант» понравится тем, кто любит видеоигры-квесты, а также квесты в реальности с поиском подсказок и ключей. С настольными играми последний вид развлечения объединяет одна деталь: важна хорошая компания. В конце концов, вы берёте на себя роль шайки беспризорников с Бейкер-стрит, служащих «глазами и ушами» Шерлока Холмса на улицах Лондона, чья сила в том числе и в общении. Да, играть можно и в одиночку, но возможность делиться мыслями, обсуждать информацию и спорить о решениях поднимает удовольствие на новый уровень. Подойдёт игра и для пары, особенно если вы предпочитаете не соперничать, а сотрудничать.

Дела закончились, а покидать мир Шерлока Холмса не хочется? Значит, вы всё сделали правильно.

Развернуть описание

Активные проекты