Top.Mail.Ru
«Это моя война»

«Это моя война»

This War of Mine.

Кооперативная стратегия о выживании группы мирных жителей во время боевых действий.

 

Авторы за тестированием прототипа

«Это моя война» — больше, чем настольная игра. Больше, чем рассказанная история. Это громкий и чёткий антивоенный манифест. Наверное, это первая настольная игра, рискнувшая выйти за рамки развлекательного жанра, первая игра, которая была создана не только скрасить досуг игрока, но и повлиять на его мнение, по возможности раз и навсегда изменив его отношение к войне и насилию. «Нам говорили, что настольные игры… — вспоминают создатели игры Михал Орач и Якуб Висневский, — ...даже не должны пытаться давать людям пищу для размышлений, нести в себе идеи, которые могут заставить их остановиться и задуматься о чём-то, кроме их собственной жизни».   

 

«Это моя война» — «настольная» адаптация компьютерного хита This War of Mine, игры о группе простых людей, вынужденных каждый день бороться за жизнь в восточноевропейском городе Погорене. Вокруг бушует гражданская война, и город взят в осаду. Несмотря на то, что Погорень — вымышленное место, в нём легко узнаётся столица Боснии и Герцеговины, город Сараево. Осада Сараева стала одним из самых известных эпизодов Боснийской войны (1992—1995 гг.), унёсшей по разным данным жизни от 100 до 200 тысяч человек. 

Здание парламента на фотографии и на обложке игры

Осада длилась почти 4 года, и всё это время жители города находились на грани жизни и смерти, страдая от ежедневных артобстрелов, взрывов, этнических чисток, военного произвола и разгула преступности, нехватки еды и воды.

tw_pic3.jpg

Трёхмерное игровое поле на выставке «Spiel 2016» в Эссене 

Приступая к адаптации компьютерной игры, Михал и Якуб поставили себе цель показать войну без прикрас, войну, лишённую героизма, войну, на которой не каждый — солдат. Далёкие от политики мирные граждане составили более половины погибших за время осады Сараева, и авторы игры попытались рассказать истории этих людей. Для этого им пришлось изучить массу документальных материалов и литературы, в частности: «Logavina Street / Life Under Fire On A Sarajevo Street», «Love Thy Neighbor: A Story of War», «Sarajevo Marlboro», «Like Eating a Stone: Surviving the Past in Bosnia», «A Memoir of the Warsaw Uprising», «Good People in an Evil Time: Portraits of Complicity and Resistance in the Bosnian War», «Safe Area Goražde», «Zlata's Diary: A Child's Life in Wartime Sarajevo». 

У них были на то личные причины, их семьи не понаслышке знали о нацистском геноциде во время Второй мировой войны. Часть окружения Михала и Якуба скептически отнеслась к их замыслу. «Нам внушали, что настольные игры не могут быть ничем иным, кроме как чисто развлекательным объектом, — рассказывают они. — Что настольные игры существуют только для тех, кто хочет отдохнуть и вырваться из однообразия реальной жизни, собираясь в компании других людей с подобными ожиданиями». Почти 10 000 человек, сделавших предзаказ игры «Это моя война» на «Кикстартере», доказали, что скептики ошибались и что люди готовы услышать эту пронзительную историю о жизни и борьбе, о человечности и надежде. 

Михал Орач — разработчик с мировым именем и более чем 15-летним опытом в индустрии настольных игр. Он является создателем вселенной Neuroshima и игр «Neuroshima Hex!», «Cry Havoc», «Theseus», «Earthcore: Shattered Elements», «Witchcraft» и «De Profundis». Имя Михала тесно связано с издательством «Portal Games», он принял участие в создании многих знаменитых игр этого издательства: от «Робинзона Крузо» до «Поселенцев». 

 

Якуб Висневский — переводчик настольных игр на польский язык, автор игровых сценариев для настольных и компьютерных игр. Его тексты можно увидеть в таких проектах, как «Dying Light» и «Earthcore: Shattered Elements». Вот что рассказывает об игре «Это моя война» сам Якуб:

 

 

Механики игры и буклет с правилами устроены таким образом, что вы сможете начать партию сразу же после подготовки к игре. Правила игры будут открываться вам постепенно, по мере надобности. Это отлично передаёт атмосферу неизвестности и беспомощности людей, оказавшихся в центре военного конфликта и вынужденных шаг за шагом приспосабливаться к новым условиям. 

 

 

В состав игры входит 160-страничная книга сюжетов. Какие-то из них повлияют на всю дальнейшую игру, какие-то нет, но каждый из них будет ещё глубже погружать вас в процесс игры, заставляя переживать эмоции людей, оказавшихся в ловушке в разрываемом войной городе. 

 

 

 

В игре предусмотрена особая механика событий, гарантирующая, что каждая партия будет проходить иначе, принося совершенно новые переживания. Даже если вы окажетесь в том же месте и в то же время, игра позаботится, чтобы события развивались по-другому. Каждая ваша партия будет особенной.

 

 

Ночью вы будете совершать вылазки, чтобы найти еду, лекарства, полезные вещи и оружие. Днём — стараться распорядиться имеющимися ресурсами наилучшим способом. Смертельно опасные стычки, обмен вещами, обустройство убежища, создание предметов, случайные встречи и непредсказуемые события — лишь часть того, что вы встретите в игре. Ваш успех напрямую зависит от того, как быстро вы научитесь самому важному — выживанию. 

 

 

 

В реальной жизни каждый наш выбор имеет последствия. Этот принцип взят в игре за основу. Она будет «помнить», какой выбор вы сделали, и заставит вас столкнуться с его последствиями в тот момент, когда вы будете меньше всего этого ждать. 

 

 

 

Это полностью кооперативная настольная игра, в которой все игроки несут ответственность за всех персонажей. Вам необходимо совместно решать, как лучше всего поступить в той или иной ситуации. Однако последнее слово всегда за текущим обладателем дневника (буклета с правилами игры), который передаётся от игрока к игроку в течение всей партии.

 

 

 

Игра будет полностью произведена в Европе (за исключением фигурок) под полным и многоступенчатым контролем правообладателя игры. Можете не сомневаться, что в руках у вас окажется продукт самого высокого качества. 

 

 

Длительность игры можно легко настроить, однако для тех, кто хочет пройти полноценную кампанию, предусмотрена возможность сохранения игры. В следующий раз вы просто продолжите партию с того момента, на котором остановились. На коробке указано время игры в 45—120 минут. Практика показывает, что в зависимости от развития сюжета и скорости взаимодействия игроков продолжительность может быть в несколько раз больше. Поэтому так важна возможность сохранения игры.  

Мы не рекомендуем включать в число участников лиц моложе 18 лет. Максимальное количество игроков — 6 человек. Есть и соло-режим.

Ребята из Zundra Grapes как всегда сняли потрясающую распаковку:

 

 TWoM_состав_.png

  

Ваша цель — помочь группе персонажей, обладающих собственными характеристиками, свойствами, привычками и биографией, пережить войну. Они прячутся в убежище — заброшенном доме, сильно пострадавшем от артиллерийских снарядов. По сравнению с остальной частью города здесь безопасно, но уютным это место назвать сложно. Им предстоит расчистить завалы, залатать проломы и по возможности обустроить убежище необходимыми вещами, чтобы переждать осаду. Чтобы выжить.

Игра длится несколько игровых суток, разделённых на 8 фаз: утро, дневные действия, закат, вечер, вылазка, ночной налёт и рассвет.

 

 

Открывается карта события. Близится зима, и с каждым днём в убежище становится холоднее, поэтому эта карта точно добавит в убежище новые жетоны холода. Также событие может принести или отнять часть вещей. В игре более 30 видов жетонов вещей: от сигарет и сахара до гитары и пистолета. Все они не только для чего-то нужны, но и служат предметами обмена. Деньги в городе, лишённом магазинов, ценности не имеют.

 

Персонажи выполняют действия, число которых напрямую зависит от их текущего физического и душевного состояния, определяемого пятью характеристиками: усталостью, голодом, болезнью, депрессией и ранениями. Во время этой фазы персонажи расчищают дом от завалов, ходят за водой, мастерят, улучшают полезные предметы, а иногда даже принимают гостей.

 

Когда солнце скрывается за горизонтом и на город опускаются густые тени, выходить наружу становится намного безопаснее. Но лучше дождаться ночи, да и сначала нужно подкрепиться...

Каждому персонажу нужно выпить воды и поесть. Если есть еда.

Наличие и качество еды и воды напрямую влияет на характеристики голода и депрессии ваших героев. 

 

До наступления ночи игроки должны решить, кто из персонажей остаётся в убежище отдыхать или находиться в карауле, а кто отправится в разрушенный город в надежде отыскать еду, лекарства и прочие необходимые вещи. 

В этом моменте игры необходимо учитывать навыки персонажей, их физическое и моральное состояние. 

Из-за постоянного снайперского обстрела мирных жителей выходить из дома лучше только после наступления темноты. 

 

Под покровом ночи можно скрыться от снайперов. Закинув рюкзаки, часть группы осторожно выбирается из убежища. Стараясь не шуметь, персонажи отправляются в одну из доступных локаций. Там, поочерёдно открывая карты локации, они ищут еду, лекарства и всевозможные вещи, встречаются с разными людьми и попадают в передряги. Город объят гражданской войной, поэтому каждая вылазка превращается в суровое испытание, которое для кого-то вполне может оказаться последним.

 

Пока часть группы исследует окрестности в поисках припасов, остальные персонажи становятся объектом нападения солдат, повстанцев, бандитов, мародёров, дезертиров и прочих малоприятных горожан. Бои в игре проходят очень быстро, и для них используются кубики с особыми гранями, связанными с оружием конкретного типа.

 

Группа воссоединяется: участники вылазки возвращаются с добычей. У каждого предмета в игре есть свой вес, а максимальная грузоподъёмность персонажей ограничена ещё одной характеристикой — инвентарём. Фаза рассвета — это фаза проверок. Игроки проверяют, ухудшается или улучшается состояние персонажей, повлиял ли на них холод, активируются ли их свойства, обновляются ли доступные локации, очистился ли наконец самогон в ректификаторе и так далее.

 

После этого начинается новый день, который будет совершенно не похож на предыдущий.

В дополнение к описанным событиям в той или иной фазе может произойти так называемый «удар судьбы» — неожиданное происшествие, которое отправит вас к одной из 1947 историй 160-страничной книги сценариев. В нижней части многих карт указаны номера сюжетов пяти цветов. 

Когда происходит «удар судьбы», игроки открывают случайную карту, чтобы определить по ней номер, а также карту из отдельной колоды цвета, чтобы определить цвет.

 Комбинация случайной карты и случайного цвета гарантирует, что пройдёт очень много времени, прежде чем вы изучите книгу сюжетов целиком. Сюжеты являются главной изюминкой игры. Это некие непростые ситуации, которые потребуют от вас нестандартных решений, причём эти решения могут оказать влияние на всю дальнейшую игру.

 

  

Игра произведена в Польше на той же фабрике, что и весь мировой тираж. Это гарантирует высокое качество всех компонентов.

 

Ещё в мае 2016 года Алексей Зуйков ("Два в Кубе") получил прототип этой игры и сделал обзор. Как вы понимаете, с тех пор многое изменилось в сторону улучшения игры, но процесс остался прежним.  

 

 

 

Помогать преодолевать им ужасы войны — это потрясающий эмоциональный опыт. Не только потому что вы сопереживаете их страданиям, но и из-за того, что разделяете их маленькие радости, делающие жизнь лучше.

A.V. Club

 

Нам удалось сыграть несколько партий. И мы все сошлись во мнении, что это потрясающая повествовательная игра.

Beast of War

 

«Это моя война» — игра сложная, но легко осваиваемая. К тому же вы изучаете её постепенно. Пройти её так же непросто, как и компьютерный оригинал, а её переворачивающий сознание антивоенный посыл доказывает, что и настольные игры могут быть искусством.

Geek and Sundry

 

Действительно уникальная игра, не похожая ни на какую другую.

Rahdo Runs Through

 

«Это моя война» настолько же жестока и правдоподобна, насколько правдоподобной была её компьютерная предшественница.

Gaming Nexus

 

Эта игра заставляет вас задумываться, но задумываться не о том, как победить, куда лучше переместить эту фишку или что если попробовать выполнить это действие. Нет. Эта игра заставляет задумываться о том, через что приходится проходить простым людям во время войны. И это здорово.

Dice Tower

 

Безусловно, самая сильная сторона TWoM в истории и атмосфере. Я был удивлён, насколько продумана и логична каждая фаза, каждый объект, каждый параметр. У персонажей нет атаки, защиты и крутых способностей, но зато есть сочувствие, храбрость и вредные привычки.

Блог "Настольные игры в Латвии"

 

Дневник (правила игры) от Crowd Games.

Лист сохранения (для скачивания)

Страница игры на портале BGG

Страница игры на портале Тесера

Настольные игры в Латвии. Первые впечатления

Настольные игры в Латвии. Вторая игра 

«Основательное прохождение». Сериал от Сергея Рябухина.

Развернуть описание

Активные проекты