0

Издательство настольных игр, в которые играет весь мир

«Пять племён»

«Пять племён»

Five Tribes (2014)

Станьте новым правителем Накалы, управляя местными племенами, призывая джиннов и распространяя своё влияние в султанате.

 

Уже четыре дня вы брели под раскалённым солнцем. Во рту пересохло, голова гудела, словно тысяча пчёл одномоментно взвилась внутри вас, а надежда отыскать заветную цель вашего путешествия иссякала, словно песок, уходящий сквозь пальцы.

Но что это? Перед вами будто из-под земли вырос город. Нет, даже не город, а целое государство — легендарное место, которое вы искали, рискуя жизнью, — султанат Накала.

Вот величественные святилища — обитель мудрых старейшин. Легенды гласят, что они обладают тайными знаниями и могут призывать джиннов — внеземных существ, способных сотрясать землю и созидать золото, строить дворцы и воскрешать мёртвых. Вот пёстрый, словно попугай, рынок, где снуют туда-сюда угодливые купцы, продающие папирус, шёлк и специи. Вот вереницы поселений, где работяги-строители трудятся над возведением дворцов. Издали вы разглядели визиря, внимательно следящего за исполнением приказа султана.

Не заметили вы одного: человека в красном плаще, наблюдавшего за вами. Несмотря на яркие одежды, увидеть его практически невозможно: в отличие от вас он стоит спиной к солнцу, а кричащая пестрота рынков надёжно скрывает его даже от самого цепкого взгляда.

Сейчас вам кажется, что скоро султанат будет подчиняться лишь вашим желаниям. Осталось проверить, не зря ли вы проделали весь этот путь… или есть тот, кто помешает вам переманить все пять племён на свою сторону?

Друзья! Есть игры, которые обязательно должны быть на полках каждого магазина. Классика, которая сквозь года остаётся желанной и играемой. «Пять племён» — именно такая игра.

«Пять племён» — начало нашего сотрудничества с компанией Days of Wonder. Игры этого издательства отличаются продуманым оформлением и впечатляющим качеством компонентов. В России не так много выпущенных на русском языке игр этого издателя, и мы гордимся этим проектом.

 

В настольной игре «Пять племён» от 2 до 4 участников будут бороться за влияние в султанате Накала. Для увеличения своего авторитета в султанате игроки будут занимать стратегически важные регионы, отмечая свои владения великолепными деревянными фигурками верблюдов, и управлять пятью племенами: выкупать разные товары, подчинять себе визирей, нанимать коварных ассасинов, чтобы насолить врагам или захватить нужные земли, зарабатывать при помощи строителей и использовать мудрость старейшин для призвания древних джиннов.

«Пять племён» — творение одного из лучших геймдизайнеров современности. Бруно Катала автор хитов «Киклады», «7 чудес. Дуэль», «Лоскутное королевство» — и множества других. «Пять племён» принято называть «поинт-салатом» (point salad): в этой игре очень много способов набирать победные очки. Каждое племя может сослужить вам хорошую службу, а умелые манипуляции с фигурками и картами в сочетании со свойствами племён и локаций помогут провернуть невероятные комбинации на поле!

В начале партии вы будете выкладывать уникальное игровое поле: 6 на 5 жетонов регионов, выкладывающихся в султанат. Одни локации позволяют взаимодействовать с рынком, другие — призвать джинна, третьи — возводить дворцы и выращивать пальмы. Но автору было мало вариативной подготовки поля: каждую партию вы увидите новый султанат, в котором племена (фигурки разных цветов) будут рассредоточены, как им вздумалось на этот раз. Иногда вам нестерпимо захочется ходить первым, чтобы сразу занять привлекательную по очкам территорию, а порой выгоднее отсидеться и не рисковать платой за ход.

Основная механика передвижения жителей в «Пяти племенах» может быть знакома вам по очень старой игре под названием «Манкала» (или «Калах»): каждый ход вы собираете в руку жителей с одного жетона региона султаната и по одному размещаете их на соседних жетонах. Последнего жителя вы заберёте себе вместе с жителями того же цвета с последнего жетона и сможете выполнить действие соответствующее этому племени.

Каждое из племён подчинено своей логике: ассасины (красные фишки) устраняют фигурки с поля или из личного запаса игроков; старейшины (белые фишки) позволяют покупать карты джиннов, дающие постоянные преимущества владельцу; строители (синие фишки) дают возможность пополнить кошелёк звонкими золотыми (которые одновременно являются победными очками и могут использоваться в борьбе за первенство хода); а визири (жёлтые фишки) дают победные очки по численному превосходству — чем большее число соперников вы обгоняете по количеству визирей, тем больше очков получите.

Купцы (зелёные фишки) отвечают за одну из любимых механик автора, сбор сетов, реализованную как приобретение разных товаров на рынке. Три разных товара дадут вам в конце игры семь победных очков, девять — сразу шестьдесят. Некоторые товары редкие (по две карты в колоде), другие попадаются в колоде часто, по пять раз. Собрать все девять — непростая задача (с учётом того, что противникам только в радость увести слоновую кость и самоцветы прямо из-под вашего носа).

Есть и ещё одна, последняя, механика — торги за ход. Участники по очереди платят определённое число монет, чтобы занять место на шкале очерёдности хода. Так, если вы заплатите 18 монет, вы точно будете ходить первым. Но стоит ли платить 5, если вы всё равно можете оказаться последним? Или окажетесь первым, но остальные не заплатят ничего? Напоминаем, что монеты — это победные очки и порой исход партии предполагает разницу в счёте в пару-тройку победных очков. Уже готовы проверить себя на жадность? Как видите, механик очень много, но игра так знаменита именно потому, что они переплетены они ловко и у вас никогда не возникнет ощущения перегруженности.

Всё гениальное — просто, но могли бы вы до «Пяти племён» поверить, что из «Манкалы» может получиться потрясающе вариативная и азартная стратегия?

Размер и количество карт: 44 × 67 мм — 54 шт., 80 × 80 мм — 22 шт.

Рассмотреть компоненты игры можно в видео на канале «Настольные игры на русском языке»:

«Пять племён» славится отличной масштабируемостью, и правила для 2 игроков и 3—4 будут отличаться. Мы в общих чертах опишем игровой процесс для 3—4 участников, но поверьте на слово — партии на двоих обладают ещё большей глубиной, ведь в раунде при игре вдвоём у каждого участника будет по два хода — а значит, в два раза больше манёвров и комбинаций.

Вы выступаете в роли чужеземца, желающего завладеть троном легендарного государства Накала. Вам предстоит призывать джиннов, управлять местными племенами и распространять своё влияние в султанате. Участник, набравший больше всего победных очков, выиграет и станет новым правителем Накалы.

В конце игры вы получите победные очки (ПО) за следующее:

  • 1 ПО за каждую вашу золотую монету.
  • 1 ПО за каждого вашего визиря (жёлтая фишка) + 10 ПО за каждого соперника, у которого меньше визирей, чем у вас.
  • 2 ПО за каждого вашего старейшину (белая фишка).
  • Столько ПО, сколько приносят все ваши джинны.
  • 3 ПО за каждую пальму в ваших регионах (тех, где есть ваши верблюды).
  • 5 ПО за каждый дворец в ваших регионах.
  • Столько ПО, сколько приносят все ваши жетоны регионов.
  • Столько ПО, сколько приносит продажа всех ваших наборов разных товаров.

В начале партии и в начале каждого следующего раунда игроки определяют порядок своих ходов, занимая свободные ячейки шкалы очерёдности хода и тратя соответствующее количество золотых монет, — именно на этом этапе риски и жадность влияют на то, каким по счёту вы будете ходить в этом раунде.

В свой ход каждый участник выполняет по порядку все перечисленные ниже действия:

1. Перемещение маркера игрока. Переместите свой маркер со шкалы очерёдности хода на крайнюю правую свободную ячейку шкалы подготовки к раунду. Если вы ходите первым, то в следующем раунде будете первым выбирать, какую ячейку на шкале очерёдности хода занять и сколько денег вы готовы заплатить. Но не забывайте, что, тратя золотые монеты, вы теряете победные очки!

2. Перемещение жителей. Выберите жетон региона, на котором есть хотя бы 1 фишка жителя. Возьмите все фишки с этого жетона и последовательно перемещайте их с жетона на соседний жетон, добавляя на каждый из них по 1 фишке, пока фишки не закончатся.

3. Захват власти в регионе. Поместив на жетон региона последнего из взятых жителей, заберите его и всех жителей того же цвета с этого жетона. У вас в руке окажется минимум 2 жителя одного цвета — тот, которого вы последним добавили на жетон региона, и тот, который уже был там. Если после того как вы забрали всех жителей одного цвета, жетон региона стал пустым, то вы захватили в нём власть. Поместите на него своего верблюда: он показывает, что теперь этот регион принадлежит вам. В конце игры каждый ваш жетон региона принесёт вам столько ПО, сколько указано в его правом верхнем углу.

4. Применение свойства племени. Теперь вы должны применить свойство племени, жители которого оказались у вас в руке (даже если вы не захватили власть в регионе).

  • Жёлтое племя — визири. Положите полученные жёлтые фишки перед собой. Визири приносят ПО в конце партии.
  • Белое племя — старейшины. Положите полученные белые фишки перед собой. Старейшины приносят ПО в конце партии. Кроме того, старейшин можно тратить на получение джиннов и применение их способностей.
  • Зелёное племя — купцы. Подсчитайте количество полученных зелёных фишек, возьмите такое же количество карт из начала открытого ряда карт ресурсов, и уберите эти фишки в мешочек.
  • Синее племя — строители. Подсчитайте, сколько жетонов с синим символом ПО окружает регион, где закончилось перемещение, добавьте к этому числу сам регион. Умножьте полученное число на количество полученных синих фишек и возьмите столько же монет. Уберите синие фишки в мешочек.
  • Красное племя — ассасины. Подсчитайте количество полученных красных фишек и убейте 1 жителя. Уберите фишки ассасинов и убитого жителя в мешочек. Вы можете убить 1 визиря или 1 старейшину, находящегося перед любым соперником или убить 1 любого жителя на определённом расстоянии от жетона, где вы закончили перемещение. Расстояние не может превышать количество полученных красных фишек (1 фишка — 1 жетон). Важно: убив последнего жителя на жетоне региона, который ещё никому не принадлежит, поместите на него своего верблюда — вы захватываете власть в этом регионе.

5. Применение свойства региона. Применив свойство племени, используйте cвойство региона, в котором вы закончили перемещение (даже если не захватили в нём власть).

На каждом жетоне региона есть символ, обозначающий определённое свойство: построить дворец и вырастить пальму, призвать джинна или купить товары на рынке.

6. Продажа товаров (необязательно). Выполнив все предыдущие действия, вы можете (но не обязаны) продать свои товары. Соберите и сбросьте любое количество наборов разных товаров. За каждый сброшенный набор получите 1, 3, 7, 13, 21, 30, 40, 50 или 60 монет, в зависимости от количества товаров в наборе.

В конце раунда, когда все игроки сделали по 1 ходу, обновите ряд ресурсов и ряд джиннов и начните новый раунд.

Игра завершается в конце раунда, в котором либо один из игроков поместил своего последнего верблюда на жетон региона, либо невозможно больше переместить жителей. Когда в текущем раунде все оставшиеся игроки сделают по 1 ходу (или спасуют), партия закончится и начнётся подсчёт очков. Участник с наибольшим количеством ПО выигрывает и становится великим султаном Накалы!

 

Размер и количество карт: 80 × 80 мм — 4 шт.

 

Поговаривают, что далеко в горах Накалы живёт ещё одно племя, называющее себя ремесленниками. Эти люди редко появляются на базарах и в городах, день и ночь работая в мастерских и создавая искусные предметы, украшенные драгоценными камнями.

А ещё говорят, что ремесленники умеют создавать волшебные, таинственные артефакты…

Дополнение «Ремесленники Накалы» добавляет в игру новое племя. Используйте свойства ремесленников и их изделий, чтобы одержать верх в борьбе за власть в Накале!

Это первое дополнение, вышедшее к игре, и его считают чуть ли не обязательным. Оно высоко оценено на сайте Boardgamegeek: рейтинг дополнения составляет 8,1 балла. Комплексность игры при этом немного увеличивается.

Теперь вы сможете расширить игровое поле, создав султанат 6 на 6 регионов, добавить в игру новое племя и связанные с ним локации — особые рынки и мастерские, а ещё бездну — жетон на поле, через который нельзя перемещать жителей.

Новое племя ремесленников владеет тайными знаниями, позволяющими создавать магические артефакты и украшения редкой красоты. В игре они представлены жетонами, при помощи которых игроки могут получать чистые победные очки и совершать разовые манипуляции племенами на поле.

При этом ремесленников игроки стараются держать при себе. Лидер по числу ремесленников в своём личном запасе в конце игры получит по 3 ПО за каждого, остальные — по 2 ПО. Конечно, как и остальные племена, ремесленники не защищены от нападений ассасинов, поэтому держите ухо востро: всего одно покушение — и можно лишиться сразу более десятка очков.

 

Размер и количество карт: 44 × 67 мм — 22 шт., 80 × 80 мм — 2 шт.

 

Султанат Накала процветает. Однако его богатства влекут несчётное, как песчинки в пустыне, количество желающих их заполучить! Если вы не хотите им уступать, придётся обучиться новым хитростям. Султан основал пять удивительных городов, встать во главе которых мечтает каждый. Говорят, всемогущий правитель наведывается в города, чтобы озолотить счастливчиков, готовых исполнить все его прихоти. Станете ли вы одним из них?

Дополнение «Прихоти султана» вносит в игру сразу несколько изменений: во-первых, расширяет число возможных участников до пяти. Для этого в состав игры входят ещё по 3 купца, ассасина, визиря, строителя и старейшины, а также компоненты пятого игрока: 8 верблюдов, 1 шатёр и 1 маркер участника. Это дополнение полностью совместимо с предыдущим («Ремесленники Накалы»), имеет сопоставимо высокий рейтинг на Boardgamegeek в 8 баллов, но также может играться только с базовой игрой.

Наибольший интерес в дополнении представляют жетоны городов, за владение которыми игроки получают победные очки по нарастающей: 5 ПО за владение одним городом (если в нём выставлен ваш верблюд), 20 ПО за владения двумя и целых 125 ПО за владение всеми пятью регионами с городами. Как вы догадываетесь, каждая партия — это гонка за владение такими регионами. Ваша задача не только поставить своего верблюда в один из городов, но и не дать сопернику захватить каждый последующий город.

Ещё одна механика, заставляющая взглянуть на игру с новой стороны, дала дополнению его название — это прихоти султана. Каждый раунд в городах появляются карты с капризами правителя, где указано, чего хочет султан в данный момент. Успеете их выполнять — получите звонкие монеты. Успеть забрать «заказ» султана и захватить город одним ходом — высший пилотаж.

 

Мне нравится в этой игре всё: случайный расклад жетонов и миплов, в каждой партии у вас всё по-другому, нравится механика торгов, когда вы торгуетесь победными очками. «Пять племён» — постоянно развивающаяся головоломка

Dan King (The Game Boy Geek)

Мне действительно нравится, как игра работает, как меняется ситуация на поле: вы начинаете видеть возможности, которые другие игроки могут потерять из виду; при этом нужно быть осторожным в своих ходах, чтобы не дать преимущество соперникам в каких-то регионах.

Dan Honeyball

В дуэльном варианте игра раскрывается максимально <…> — здесь вводится новый уровень размышлений, можно подготавливать себе разнообразные ходы.

Beaver Games

Блестящий продукт <…> Это игра, где, делая свой лучший ход, важно не обеспечить лучший ход следующему игроку.

Rahdo

 

Предлагаем вам посмотреть правила и летсплей игры на канале Boardgamersha:

Обзор игры от канала Beaver Games:

Подробный летсплей с объяснением правил игры от канала Beznal 72:

Летсплей от канала «FamilyPlay — Настольные игры»:

Обзор правил игры на канале Watch It Played (на английском языке):

Обзор игры с Game Boy Geek на канале The Dice Tower (на английском языке):

Текстовый обзор базовой игры в «Бородатом блоге». 

Развернуть описание

Активные проекты