Мы находим лучшие мировые настольные игры и переводим их для российского рынка.
Наша цель - дать возможность людям, любящим настольные игры, получать мировые хиты по доступной цене и без потерь в качестве.

На войне не каждый — солдат...

Опубликовано: 08.09.2017

В современных войнах нет ничего сладкого и прекрасного. Ты умрёшь как собака, безо всякой на то причины.

Эрнест Хемингуэй

 

 

 

С опаской мы исследуем комнаты, точней, то, что от них осталось. Кругом груды обломков, в стенах вместо окон зияют дыры, лестницы предательски трещат под ногами, повсюду пыль, вонь, и, кажется, в подвале живут оголодавшие крысы, но мы рады и этому. Не каждому сейчас удаётся найти крышу над головой, пусть и такую ветхую. Теперь здесь будем жить мы — это наше убежище.

 

В 2014 году компьютерная игра польской компании 11bit studios произвела эффект разорвавшейся бомбы, молниеносно став хитом и обретя статус культовой. Бесхитростный геймплей, полное отсутствие спецэффектов и однообразный дизайн в серо-чёрных тонах, словно карандашный набросок — всё это, как ни странно, только поспособствовало созданию уникальной атмосферы This War of Mine, игры, где процессом, целью и наградой становятся эмоции, которые овладевают игроком на протяжении всей партии.

В центре сюжета горстка людей, жителей вымышленного города Погореня, оказавшихся перед необходимостью выжить вместе в условиях чудовищной гражданской войны. Вокруг хаос и разрушение, смерть подстерегает за каждым углом, и мелочи жизни становятся реальной угрозой.

Суть игровых действий сводится к сменяющим друг друга фазам дня и ночи, за время которых приходится обустраивать убежище, создавая разные нужные и полезные приспособления, заботиться о физическом и душевном здоровье персонажей и взаимодействовать с внешним миром, совершая вылазки в локации или помогая соседям. Всё это требует от игрока не только умения планировать последовательность действий и их важность для каждой конкретной ситуации, но и колоссальной эмоциональной вовлечённости в управление судьбами персонажей.

 

Когда-то, кажется ещё только вчера, все мы были уважаемыми людьми. Каждый по-своему, но мы жили достойной жизнью. А сегодня мы — лишь горстка никчёмных, ненужных и забытых осколков прежнего. Война уравнивает всех.

 

На волне успеха компьютерной версии и к радости поклонников «ламповых» игр в 2016 году на Кикстартере прошла суперуспешная кампания по сбору средств на настольную This War of Mine производства студии Awaken Realms. По общему мнению, настольная версия практически аналогична компьютерному оригиналу и не только за счёт оформления. Персонажи здесь также страдают от холода, защищают убежище от ночных набегов, добывают еду и стройматериалы, а уровень шума прямо влияет на подстерегающую опасность, но отличия в этом варианте игры столь же существенны и приятны.

 

КООПЕРАТИВНЫЙ РЕЖИМ. В компьютерной игре многопользовательский режим не предусмотрен: всеми персонажами в убежище управляет один человек. В настольной версии все сложные вопросы придётся обсуждать и разрешать сообща командой до 6 игроков. Теперь в базовой игре можно выбирать из 12 уникальных персонажей, у каждого из которых свой уровень морального духа, выносливости, вместимости рюкзака и т. д., но откровенных лидеров, как и аутсайдеров, среди них нет: свойство каждого может оказаться чрезвычайно важным в той или иной игровой ситуации.

 

РЕИГРАБЕЛЬНОСТЬ. В коробке с игрой есть то, что делает каждую партию в настольную This War of Mine уникальной — толстенная книга сценариев с почти 2000 сюжетов, которые объединяются в историю в результате выбора действий игроков. Только от команды зависит, как разовьются события и сложится судьба героев.

 

СИСТЕМА СОХРАНЕНИЙ. Разработчику Михалу Орачу в его настольной игре удалось реализовать то, чего не хватает в компьютерной. Стоит оговориться, что оригинал поддерживает возобновление игры с предшествующей фазы дня (если игру пришлось прервать в эту фазу, либо в последующую фазу ночи, фаза дня начнётся сначала; если персонаж погиб ночью в вылазке, игра открывается на следующее утро сообщением о его смерти), но удобство этого варианта не очень радует — все выполненные действия приходится осуществлять заново, что особенно утомительно, если, к примеру, совершался бартер со множеством товаров. К тому же, приход нового персонажа в убежище получается случайным, а события ночи так же малопредсказуемы. В настольной версии игры система сохранений выглядит гораздо продуманней — все используемые в настоящий момент компоненты игры размещаются на листе сохранения и убираются в специальный пакетик, чтобы последующая раскладка заняла лишь пару минут.

 

Это даже забавно: последний раз мы читали настоящую книгу так давно, что и не вспомнить. В каждодневной суете жизни сложно было найти лишнее время, чтобы провести его, погружаясь в вымышленные истории о выдуманных героях. И вот мы тут, сидим, прижавшись друг к другу, чтобы не так сильно замерзнуть, и жадно впитываем в себя рассказы в истрёпанных корешках. В одной из книг мы читаем: «Смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я один со всем Человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе».

 

Как признаются авторы игры, их не единожды упрекали в излишнем натурализме и отсутствии присущего настольным играм элемента веселья и беззаботности. Действительно, из-за разнообразных, насыщенных деталями и накаляющих обстановку сюжетов настольная This War of Mine получилась едва ли не более напряжённой, порой откровенно тяжёлой, с гнетущей обстановкой безысходности по сравнению с компьютерной версией. Но было бы огромной ошибкой считать, что именно страдания героев в ходе братоубийственной войны здесь возводятся на пьедестал. Эта игра о войне, но в первую очередь о войне с самим собой: с ненавистью и отчаянием, с болью и голодом, с унижением и безразличием. Потому что, даже преодолев все беды, выжить в игре недостаточно: здесь нужно после всего прожитого постараться остаться человеком.

В This War of Mine невозможно быть сторонним наблюдателем, позволив другим распоряжаться благополучием собрата по несчастью. В ней каждое принятое решение имеет свою цену, давая игроку сполна ощутить личную ответственность за общее благо и сказать самому себе: «Это моя война».

 

 

Татьяна Леонтьева

_______________________________________

Автор статьи — одна из переводчиц настольной игры «Это моя война». Помимо этой локализации, Татьяна приняла участие в работе над такими играми, как «Серп. Небесный гамбит», «О мышах и тайнах. Угасшее сердце» и «О мышах и тайнах. Сказки Нижнелесья». Татьяна — большой знаток компьютерной игры «This War of Mine», поэтому её вклад в локализацию настольной адаптации оказался особенно ценен.