Top.Mail.Ru

Обзор игры "Конкордия"

Поделиться
Опубликовано 18.05.2017

 

Оригинал статьи здесь

 

Год: 2013

Издатель: PD-Verlag

Разработчик: Мак Гердтс

Число игроков: 2—5

Возраст: от 13 лет

Время партии: 100 мин.

 

Стратегичность: 8/10                             

Удача: 2/10

Взаимодействие: 7/10                             

Компоненты и дизайн: 8/10

Сложность: 5/10                                       

Общая оценка: 9/10

 

Римская империя — одна из самых больших империй, когда-либо существовавших на земном шаре. На протяжении нескольких веков она простиралась на многие тысячи километров, и даже сегодня то тут, то там можно встретить её следы — взять хотя бы несметное количество настольных игр, посвящённых этому явлению в мировой истории. Среди них сильно выделяется «Конкордия» авторства Мака Гердтса. Первой и немаловажной причиной явилось то, что правила этой игры, умудрившейся номинироваться на премию “Kennerspiel” в 2014 году, уместились на двух страницах формата А4. Для игр с “Kennerspiel” это очень краткие правила. Но и слишком простой игрой в своём жанре «Конкордию» назвать тоже нельзя.  

Даже при предельно простых правилах из серии «разыграй карту и выполни действие» игра обеспечивает надлежащую сложность и даёт простор для стратегий

 

 В самом широком смысле «Конкордия» — колодостроительная игра: вы начинаете партию с определённой колодой карт, а по ходу игры приобретаете новые карты. Но на этом сходство с такими играми, как “Dominion” или “Thunderstone”, заканчивается. В «Конкордии» не нужно полагаться на удачу при доборе карт с руки, вместо этого вы держите все неразыгранные карты у себя на руке. В каждый свой ход вы разыгрываете одну из оставшихся карт с руки и выполняете её действие.

Рассмотрев общий принцип игры, углубимся в детали. В целом игру можно охарактеризовать одной фразой: «Твой ход — разыграй карту». Однако это будет некоторым упрощением, ведь вся соль в том, что делают эти самые карты. Иначе что прикажете делать с этим огромным полем, изображёнными на нём 30 городами Римской империи и всем остальным добром? 

 

Вечный город

С помощью карт вы выполняете определённые действия на игровом поле. Карта «Архитектор», которую обычно разыгрывают первой, позволяет передвинуть колонистов и построить дома в городах. Ваши колонисты бывают сухопутными и морскими, и двигаются они по разным путям (очевидно, не правда ли?), но и те и другие могут строить дома в городах, находящихся по любую сторону занимаемого ими пути. Цена постройки зависит от типа производимого в городе товара: кирпич (самый дешёвый), еда, инструмент, вино или ткань (наиболее ценный). Для строительства всегда требуются товары и деньги, причём если вы строите дом не первым, то денег уйдёт ещё больше: за каждый уже построенный в городе дом соперника придётся выложить цену строительства.

При наличии одного-двух домов (а больше в начале игры при имеющихся товарах вы себе позволить не сможете) можно разыграть карту «Префект», чтобы произвести товары. В этом случае вы выбираете провинцию, все дома которой (ваши и соперников) производят товары. Но как игрок, разыгравший «Префекта», вы получаете бонус провинции — дополнительную единицу товара, а затем переворачиваете жетон провинции. Это означает, что в ней нельзя будет произвести товары, пока кто-нибудь не разыграет «Префекта» другим способом: перевернёт обратно все жетоны провинций и получит соответствующую сумму денег без товаров.

 

Кто рано колонизирует, тот богато живёт

Если нужны товары, которые не производятся в ваших городах, или если возникли проблемы с наличием места на вашем скромном складе, можно разыграть карту «Торговец». Торговля осуществляется с банком по фиксированным ценам, и торговать можно товарами двух типов: купить два типа, продать два типа или купить один тип товаров и продать другой. Считайте, что удача улыбнулась вам, если у вас есть несколько городов, производящих ткань. При её цене в 7 сестерциев за штуку заёмщики будут обходить вас стороной.

Вот что можно делать на игровом поле. Но где же то самое колодостроение, о котором я говорил раньше? Да вот же оно — карта «Сенатор», которая позволяет купить одну или две из семи открытых карт на игровом поле. Стоимость карты состоит из двух частей: первая напечатана на самой карте, другая — на игровом поле. Оплата за обе части производится товарами, но стоимость, указанная на поле, понижается по мере продвижения карт по ряду. Это значит, что можно подождать, пока цена нужных вам карт не станет приемлемой, но существует риск, что их уведут из-под носа более богатые соперники. В отличие от большинства колодостроительных игр, приобретённые карты не отправляются в колоду сброса, а добавляются на руку и могут быть сыграны уже на следующем ходу.

Начальная колода карт не особо большая, и в ней всего по одному экземпляру основных персонажей. Если вам позарез нужно выполнить действие уже разыгранной карты, на помощь может прийти «Дипломат». Он копирует действие карты, находящейся наверху колоды сброса любого соперника. Полезный и в обычных условиях, он становится ещё более действенным, когда соперники приобрели карты, которых у вас нет, ведь их действие он тоже может скопировать.

И наконец, если вы разыграли все свои карты или если вам снова нужна одна из них, «Трибун» к вашим услугам. Его действие — вернуть все разыгранные карты на руку. Он вознаграждает вас за долгосрочное планирование: вы получаете по монете за каждую возвращаемую на руку карту свыше третьей. Побочным свойством «Трибуна» можно также разместить своего колониста в Риме. Ресурсы, потраченные на размещение колонистов, приносят отдачу по трём направлениям: на игровом поле у вас появляется новый колонист; ваши колонисты двигаются по полю быстрее, поскольку каждый из них — это очко движения; высвобождается столь ценное место на вашем складе, во мраке которого угрюмо влачат своё существование ненанятые колонисты. 

  

Империя в мелком масштабе

Выше были перечислены карты из вашей начальной колоды, но есть ещё карты, которые можно приобрести по ходу игры. «Колонист» позволяет разместить колониста в любом городе, где у вас есть дом (а не только в Риме, в отличие от «Трибуна»). А с помощью «Консула» можно покупать новые карты. Он позволяет купить только одну карту за раз, но зато вам не придётся выплачивать стоимость, указанную на поле, — только стоимость на самóй карте. Чем раньше вы его приобретёте, тем лучше. И наконец, различные специалисты («Каменщик», «Фермер» и др.) произведут один из типов товара во всех ваших городах.

Однако вся суть карт даже не в том, что они делают, а в комбинации их действий и приносимых победных очков. В нижней части каждой карты, помимо персонажа, указан один из римских богов. В конце игры, когда скуплены все карты с поля или какой-либо игрок построил все свои дома, боги одаривают вас победными очками. И это не эвфемизм, вы не выигрываете по воле случая — боги действительно приносят вам победные очки. К примеру, Юпитер приносит вам 1 очко за каждый ваш дом в городе, не производящем кирпич. Не знаю, что он имеет против кирпичей — вот не нравятся они ему. Зато это 1 очко за каждый город без кирпича принесёт вам каждая ваша карта с Юпитером. Точно так же Сатурн приносит 1 очко за каждую провинцию, в которой у вас есть дом, — и тоже каждая ваша карта с Сатурном. Если соберёте 6 карт одного бога, то под его началом получите очень неплохие очки.

 

Римская империя расширяется

Кто-то может сказать, что «Конкордия» — типичная игра с раздачей очков за всё подряд: что бы вы ни делали, вы тем или иным образом получите победные очки, а в конце партии кто-то выиграет. Но такое утверждение очень далеко от истины. Это правда, что вы получаете очки за всё, но в ваших руках контроль за их количеством. Определение стратегии на раннем этапе игры и следование ей до самого конца партии жизненно важно в «Конкордии», потому что то же строительство всех домов не сделает вас автоматически победителем, если у вас на руке нет кучи карт Юпитера или Сатурна. А лучше их обоих. Боги на картах реально тащат на себе всю игру, и то, карту с каким богом вы выбираете, даже важнее, чем доступные по карте действия.

 

Префкрасно исполнено

Карты, покупаемые вами в начале игры, могут выдать ваши намерения соперникам, а в игре без прямого взаимодействия между игроками существует множество способов разрушить ваши хитроумные планы: это и покупка нужных вам карт перед вашим ходом, и строительство в городах, приносящих вам очки, с увеличением вашей цены строительства, и блокирование доступа к городам с колонистами — много как можно перейти вам дорогу. Но есть также способы предупреждения таких угроз и ответные контрмеры. Правильно разыгрывайте карты, внимательно следите за тем, чем заняты соперники и что они покупают, и самое главное, расставьте приоритеты. Не делайте того, что не является особо важным, потому что потом вам может не хватить потраченного хода или нужная вам карта окажется в колоде сброса в более экстренной ситуации.

«Конкордия» — напряжённая игра. При максимальном составе (4 игрока на карте Италии, 5 — на карте Римской империи) на поле остаётся мало пространства, и игроки частенько стоят друг у друга на пути. Карта Италии при игре вчетвером особо убийственна. Также «Конкордия» очень вариативна: раскладка товаров, производящихся в городах, меняется от игры к игре, влияя на бонусы провинций и делая одну партию совершенно не похожей на другую. Но главная красота «Конкордии» заключается в том, что на основе простейшего правила «разыграй карту и выполни действие» создана великолепная стратегическая игра с хорошей вариативностью и тесным взаимодействием. Когда-то я был поклонником игр Мака Гердтса, но «Конкордия» с её простыми правилами и большим простором для стратегий — настоящий шедевр и серьёзный претендент на премию “Kennerspiel des Jahres” в этом году. (В 2014 году премию получила игра “Istanbul”. — Прим. перевод.)

Товары к статье