Сегодня я отыграл несколько партий онлайн на сайте Yucata и наконец-то достиг сносного рейтинга свыше 1000. Самое время поделиться советами и мыслями об этой игре, а потом сыграть ещё. Надеюсь, что нижеследующий текст в полной мере опишет основную игровую стратегию, но я буду с радостью готов признать ошибки по мере повышения своего онлайнового рейтинга и улучшения навыков при живой игре. Попутно хочу заметить, что в любом случае нужно стараться придерживаться собственного стиля игры, поскольку каждая партия по-своему уникальна. На самом деле, делать исчерпывающее описание стратегии для такой игры, как эта, весьма глупо. Но знаете что? Я всё равно попытаюсь.
Изменение стратегии в зависимости от персонажа
Одной из сильных сторон игры являются персонажи, каждый из которых обладает уникальным свойством. Сразу же напрашивается вопрос: кто из них самый лучший? Тут нет чёткого ответа, но я поделюсь своими мыслями о персонажах и дам каждому из них свою субъективную оценку на основе личного опыта. Однако помните, что многое зависит от конкретной раскладки на игровом поле, а значит, ничто из написанного ни в коем случае не является обязательным к исполнению. Также обратите внимание, что ниже по тексту всегда будет подразумеваться игра вчетвером, хотя бóльшая часть персонажей и механик действуют одинаково при любом числе игроков.
_______________________________________
Хан Берке
Этот товарищ позволяет вам класть свой кубик(и) в занятую ячейку действия без уплаты дополнительной стоимости. Вероятно, это один из самых сильных персонажей, поскольку благодаря его свойству вы можете совершенно не обращать внимание на то, чем заняты ваши соперники. Конечно, вам по-прежнему будет хотеться как можно чаще ухватить чёрный кубик, но зато больше не придётся беспокоиться о том, чтобы остаться без денег, если кто-нибудь отправится путешествовать первым.
«Путешествия Марко Поло» — это игра с большим количеством неполной информации. Вам не известно, какие карты целей у ваших соперников, следовательно, вы не знаете, как быстро и куда именно им захочется путешествовать. А с ханом Берке вам становится всё равно. Вы можете лучше сосредоточиться на плане игры, копить верблюдов, чтобы превратить их в чёрные кубики, и так далее. Старайтесь выбрать этого персонажа, если считаете, что в городах лежат слабые карты действий, а заработать деньги будет затруднительно. Если же в быстродоступных городах лежат мощные карты действий, которые позволяют заполучить деньги, то есть вероятность, что этот товарищ будет смотреться не так выигрышно, поскольку никто особо не будет испытывать нужды в деньгах, и его свойство окажется не таким полезным.
Хан Берке немного контрится купцом из Тебриза, щедро подкармливая его верблюдами и другими ресурсами, но зато им легко играть, и он весьма силён вне зависимости от того, с какими персонажами соперничает. Просто отмечу, что лично мне играть за хана Берке ненапряжно, но иногда немного скучно, поэтому я думаю, что он не самый лучший персонаж из всех. Моя оценка: 4/5.
_______________________________________
Джованни Карпини
Второй персонаж немного странный. Его нечасто выбирают, а когда выбирают, то он вроде бы делает всё как надо, но не более того. Он приносит 3 монеты в начале каждого раунда, тем самым обеспечивая вас бонусом в 15 монет за игру, и может перемещаться из одного оазиса в другой. Следует, однако, помнить, что обычно для такого перемещения требуется 3 или более шагов, поскольку вам вряд ли захочется перемещаться как-либо ещё, кроме как из города в город. Свойство Джованни позволит выполнить любую пару карт целей и с лёгкостью добраться до Пекина. Однако я не советую выбирать не глядя две карты целей с наибольшей ценностью, просто потому, что в некоторые города (в частности, Коччи) довольно трудно зайти, а потом ещё труднее выйти.
План игры с этим персонажем такой: сначала накопить немного денег, потом собрать хорошие бонусы со знаком «!» и путешествовать по карте, используя легкодоступные оазисы. Не забывайте забирать контракты, по которым можно получить бесплатное действие перемещения. Они очень хороши практически в любой ситуации для любого персонажа. Стоит также упомянуть, что этот персонаж контрится ханом Хубилаем, занимающим ячейку с 10 победными очками в Пекине, из-за чего Джованни становится не так выгодно оказываться там первым. В целом мне нравится Джованни, но я не считаю его слишком мощным, и он не так хорошо подходит под мой стиль игры. Я ставлю ему 3/5.
_______________________________________
Хан Хубилай
В прошлом правитель огромной империи, Хубилай начинает игру в Пекине (который представлен на поле выдуманным городом Пикином, а также известен как Город с опечаткой), цитадели власти его династии в Китае. Его фактория в самом начале игры выставляется в Пекин, в ячейку с 10 победными очками. Вот, собственно, и всё. Свойство кажется весьма посредственным, и по правде говоря, я тоже так думаю. Но давайте попробуем прикинуть, что оно даёт. Вы автоматически получаете 10 победных очков, но их ценность относительна, поскольку каждый раз, когда какой-либо игрок прибывает в Пекин, она уменьшается, а сам игрок получает за это победные очки, причём вы сами никак не можете перекрыть ему их получение. По сути, вы получаете преимущество в 3 очка над тем, кто придёт в Пекин вторым. Кроме того, у вас довольно неплохие условия в начале игры благодаря тому, что 1 фактория уже выставлена на поле, а значит, становится чуточку реальнее выставить оставшиеся 8. Посмотрим теперь на ваше расположение на игровом поле. Вы всего в одном шаге от Сианя, провинции с выдаваемым в начале каждого раунда бонусом. Неподалёку от вас Суматра, но выбираться оттуда дорого и непрактично, так же как и из Коччи (особенно в первом-втором раундах).
Я думаю, что вне зависимости от того, как вы играете ханом Хубилаем, даже при идеальном сценарии, у этого персонажа есть предел по возможностям. Мне это не нравится, поскольку этим как бы подразумевается, что в итоге вы будете вторым с хорошим результатом, но вот выиграть вам ни в жизнь не удастся. Замысел персонажа интересный, и мне нравится, как он взаимодействует с другими игроками, но торчать в Пекине без какой-либо реальной способности, с небольшим разовым преимуществом, на мой взгляд, не очень хорошо. Собственно, я думаю, что это худшее, что у вас может быть. Честно говоря, я бы не выбрал его, если бы ставил целью победить опытных соперников. Хотя, возможно, это всего лишь моё мнение. Оценка: 1/5.
_______________________________________
Маффео Поло
Следующий персонаж — Маффео Поло, дядя самого Марко Поло. По его свойству вы получаете дополнительный белый кубик и случайный контракт в начале каждого раунда. Иметь в сумме 30 кубиков на протяжении 5 раундов — уже само по себе преимущество, но тут ещё даётся и бесплатный контракт. К сожалению, значение на белом кубике учитывается при компенсации за плохой бросок (сумма меньше 15 очков на гранях всех кубиков), что, в свою очередь, слегка обесценивает данное свойство.
Мне кажется, что этот товарищ из тех, кто выполнит карты целей, принесёт очки за 8-ю и 9-ю факторию и, будучи родственником Марко Поло, проделает всю черновую работу. Я же из тех парней, которые считают, что лучше построить на игровом поле цельный движок, чем торчать на рынке. А этот персонаж ровным счётом ничего не делает для того, чтобы воплощать в жизнь такую стратегию. Считаю, что он очень зависим от удачи: если вы выбросили небольшие значения на кубиках, их будет недостаточно для компенсации; случайный контракт не так уж много значит, так как если вы идёте за новыми контрактами, то чаще всего берёте сразу 2, а если нет, то вам достаётся 1 контракт, на котором вы, скорее всего, не будете сосредоточиваться; да и контракты эти случайны, так что редко когда они будут в жилу. Маффео может блеснуть и иногда обставить Рашида в партии с новичками, но я думаю, что при игре с опытными соперниками он слаб. Моя оценка ему: 1,5/5.
_______________________________________
Купец из Тебриза
Давайте сразу начистоту: я ненавижу этого товарища. Он паразит, плохой парень, который получает всё за счёт других, а сам только хитро улыбается и ничего не делает. Каждый раз, когда кто-то выполняет действие на рынке, купец получает 1 единицу того же ресурса. Но что же на самом деле даёт это свойство (допустим, при игре вчетвером, о чём я уже ранее упоминал)? Да, рисунок не совсем верен — все бонусы, кроме первого, можно проигнорировать. В любом случае в среднем вы получаете 3—4 ресурса за раунд при игре вчетвером. Вам определённо нужно будет блокировать действие милости хана, поскольку оно уводит внимание игроков от рынка, а также вам остаётся надеяться, что в городах нет хороших путей для получения товаров и верблюдов. Если надежды не оправдались, то вам уже не перепадёт так много всего.
Также некоторые персонажи, специализирующиеся в основном на путешествиях, будут довольно сильно вас контрить (особенно Гильом де Рубрук и, возможно, Никколо и Марко Поло). Ваша стратегия должна быть основана на том, чтобы выполнить карты целей и далее по ходу дела выстроить бесперебойный движок по выполнению контрактов. Хорошая новость заключается в том, что другие непременно вам помогут, хотя у вас и не будет возможности повлиять на время получения такой непреднамеренной помощи. Я не люблю играть против купца, хотя он и не является очень мощным, разве что при какой-то особой раскладке. Думаю, что им довольно легко играть, и можно даже достичь неплохого результата, но вот выиграть будет затруднительно. Я оценю его в 2,5/5.
_______________________________________
Никколо и Марко Поло
Отец и сын, представляющие собой также интересный набор свойств. Этот персонаж предлагает вам передвигать по карте две отдельные фишки вместо одной. Это позволяет вам одновременно приходить сразу в два города, используя лишь пару кубиков. Второе свойство кажется совсем незначительным, но на самом деле оно мощное. Вы получаете 1 верблюда в начале каждого раунда. Это распространяется и на первый раунд, а в нём имеет самое большое значение, поскольку вы: а) гарантированно получаете чёрный кубик, вне зависимости от первых ходов соперников; б) можете добраться сразу до Москвы и Александрии, использовав всего 2 кубика, а затем, возможно, взять специи и выполнить перемещение с помощью чёрных кубиков и верблюдов или вместо этого обменять верблюдов на чёрный кубик и отхватить хорошие одноразовые бонусы в городах. Первое свойство персонажа также практически гарантирует выставление всех 9 факторий. Действия перемещения за 12 монет — ваш лучший выбор.
Я обожаю этого персонажа за его бурный стартовый потенциал и практически на автомате выбираю его, если буду ходить первым и вижу на поле неплохие источники получения монет. Вы можете диктовать темп игры, добраться до Пекина, с лёгкостью выполнить ваши карты целей, а также один-два контракта и выстроить качественный движок. Недостаток заключается в том, что некоторые игроки будут блокировать вас, и эта стратегия не пройдёт, если по раскладке в игре будет сложно получить деньги, и тогда вы не сможете пропутешествовать действием стоимостью 12 монет хотя бы 4 из тех 5 раз, когда вы путешествуете с его помощью. Но лично для меня это лучший персонаж. Моя оценка: 5/5.
_______________________________________
Рашид ад-Дин Синан
У этого персонажа наиболее переоцениваемое новичками свойство. Он может устанавливать на кубиках любые значения по желанию! Звучит невероятно, не так ли? На подобные восторженные восклицания я лишь отвечаю, что его кубики имеют высокое значение. Это означает, что Рашид многое получает одним кубиком или, точнее говоря, выжимает из каждого действия по максимуму, в то время как другие персонажи, чтобы сделать то же, должны хорошо бросить кости. Встаёт вопрос, можно ли выиграть игру, если разрешается использовать любое действие на полную мощность? Давайте разберём их одно за другим и поймём, где можно много получить благодаря этому свойству. Рынок — да, на нём сподручно всегда выставлять максимальные значения. Взять 5 монет — немного, обычно это помогает дополнительно получить 1 монету, т. е. выгода практически незаметна. Путешествия — немного, опять-таки может помочь сберечь одну-две монеты по сравнению с другим персонажем. Получить контракты — довольно сильно, так как позволяет таким образом разжиться верблюдами. Милость хана — немало, поскольку вы можете блокировать это действие другим игрокам, присвоив его себе и получая много ресурсов. Действия по картам города — по-разному, обычно те, на которых нужны большие значения, подходят лучше. В итоге около двух третей действий подходят для этого персонажа, хотя большинство из них легко блокируются другими игроками.
Можно подумать, что Рашиду не будет хватать денег. Старайтесь получить чёрный кубик, контракты, за выполнение которых полагаются монеты, и попутешествуйте немного, чтобы выполнить ваши, надеюсь, не слишком сложные цели, а затем обставьте соперников на контрактах. Нацелиться на очки, полагающиеся за выставление 8-й и 9-й фактории, как правило, плохая идея — слишком уж амбициозно для этого персонажа. Как бы то ни было, это отличный, хотя и сложный персонаж. Я оцениваю его в 3,5/5.
_______________________________________
Гильом де Рубрук
Этот монах притаскивает с собой 2 дополнительные чёрные фактории и возможность получить 10 победных очков за размещение их на поле. Но выставлять их надо в свою очередь, как 10-ю и 11-ю. Также ему достаточно просто проследовать через город, чтобы выставить в нём факторию. Полагаю, что этим персонажем очень нелегко играть и другим довольно просто не дать ему выиграть, однако если на поле есть хороший источник денег, то можно попытаться победить, несмотря на трудности. За всю игру вам нужно будет сделать один-два длинных прыжка, по 5 или 6 шагов каждый. Следует заранее подготовиться, так как на них уйдёт много денег и верблюдов. Отличной идеей будет получить как можно быстрее бонус Аньси, если только там не 3 победных очка, потому что они, как ни странно, в начале игры вам ни к чему.
Кроме того, по моему мнению, у вас есть всего 2 реалистичных маршрута. Первый, самый верхний, из Венеции в Москву — Аньси — Каракорум — Пекин — Сиань — Карачи — Ормуз — Александрию — Адану — Коччи — Суматру. Другой, близкий к оптимальному, но менее проверенный, — это Александрия — Ормуз — Карачи — Сиань — Пекин — Каракорум — Аньси — Москва — Венеция — Самарканд — Кашгар — Ланьчжоу. На первый потребуется 17 шагов, 13 или 16 верблюдов и 27 или 22 монеты; на второй — 19 шагов, 22 или 25 верблюдов и 12 или 7 монет. Если мы условимся, что верблюд стоит полторы монеты, то второй маршрут кажется немного более выгодным. Но в нём два лишних шага, и из-за некоторой условности установленного нами курса обмена он кажется менее подходящим, но всё же реальным путём выставления всех 11 факторий. В итоге, я думаю, что Гильом — персонаж довольно средний, хотя он мне и нравится. Моя оценка: 3/5.
_______________________________________
Планируйте наперёд
Рассмотрев персонажей, перейдём к советам. Самый первый из них, возможно, и самый важный. Бросив кубики, составьте план того, что вы будете делать вне зависимости от обстоятельств (иными словами, того, чему никто не сможет помешать), и наметьте ряд ходов, которые вы сделаете в случае невозможности воплощения предыдущего сценария. Если ваш случай как раз второй, то, скорее всего, вы продумаете несколько игровых линий, основанных на том, что сделали ваши соперники. Также в начале игры вам нужно наметить путь для путешествий.
«Путешествия Марко Поло» — не та игра, в которую можно играть без планирования наперёд. Порядок действий в ней имеет значение, и для того чтобы понять, как сократить число действий, на которые могут повлиять ваши соперники, предлагаю ввести понятие важного и неважного действия. Неважное действие — это такое действие, ячейка которого будет оставаться незанятой, пока вы не захотите в любой момент ею воспользоваться. С учётом того, что вам не потребуется то, что вы получите, выполнив это действие, оно может подождать. Важное действие — это, к примеру, верблюды на рынке: если не вы, то их возьмёт кто-то другой. Если в начале раунда у вас есть план, вы должны определить для себя, какое важное действие надо отправиться выполнять. Если же вы можете себе позволить заплатить деньги за выполнение действия в уже занятой кем-то ячейке и учитываете это при планировании, то такое действие снова считается неважным, а значит, может подождать, по крайней мере, до тех пор, пока вам не потребуется то, что оно приносит.
Ловля удачи за хвост
Никогда не пытайтесь поймать удачу за хвост. Если вы решили перекинуть кубик(и), учтите это при планировании в самом начале раунда. Правило номер один: перекидывайте кубики, только если вы в безнадёжном положении, с бесполезной единичкой или двойкой, или если вам нужно всё что угодно, кроме шестёрки (например, не хватает монет, чтобы положить кубик с шестёркой поверх чужого). Если у вас единичка или двойка и вам надо получить значение ровно на единицу больше, то лучше сберечь деньги и верблюдов и воспользоваться дополнительным действием подкрутки кубика на ±1. Если у вас остался бесполезный кубик и любое другое значение на нём хоть как-то поможет, перебрасывайте его. Перебрасывать можно до тех пор, пока запас верблюдов достаточен для выполнения намеченного плана или если вы никак иначе не можете уйти от проигрыша.
Важность контрактов
Контракты делятся на хорошие и плохие. Каждый контракт служит определённой цели. Обычно хорошие контракты — это те, которые награждают верблюдами, ресурсами любого типа, а также шагами перемещения. Плохие контракты — это случайные и те, которые награждают только каким-то одним ресурсом. На контракты с денежным вознаграждением надо смотреть по ситуации. Конечно, вы можете взять любой контракт, чтобы подрезать его сопернику или если он вписывается в ваши планы (например, просто потому, что вы, вероятно, можете быть в состоянии выполнить только один конкретный контракт с поля). Если вы делаете ставку на победу по контрактам, а путешествуете не так много, то контракты, приносящие вам дополнительные ресурсы, просто идеальны, поскольку позволяют выполнять контракты один за другим без особых усилий.
Стратегия путешествий
Я уже упоминал об этом ранее, но повторюсь: вы никогда не должны оказываться вне города. Просто нерационально путешествовать через оазис, а потом в нём останавливаться. Вы не выставляете факторию, не получаете ни бонуса, ни доступа к новому дополнительному действию по карте города — всё это очень и очень плохо. Планируйте так, чтобы каждое перемещение, выполняйся оно по действию или по награде контракта, приводило вас в город. Исключением могут быть Никколо и Марко Поло, поскольку бессмысленно ставить две четвёрки в ячейку действия, а потом передвигать одну из фишек только на 3 шага из-за этого правила. Другим исключением может быть Джованни, так как ему нравятся оазисы.
Действия по картам города
Первым делом давайте условимся, что мы говорим о тех действиях, за которые разворачивается конкуренция из-за наличия в одном городе факторий разных игроков. В игре есть несколько действительно хороших карт, но есть и никудышные. Конечно, разные действия подходят разным персонажам, но реально никудышные карты — это те, которые приносят и очки и деньги (за исключением карты с золотом — она просто средняя), превращают 2 одинаковых ресурса в очки или превращают только верблюдов в очки. Их нужно стараться избегать; разве что в последнем раунде они могут стать лучшим способом заработать несколько победных очков. Действия, не перечисленные выше, тоже не всегда хороши. Действительно хорошие карты — это те, которые приносят деньги или бонусы провинций, а также та, которая превращает 1 золото и 1 верблюда в 4 победных очка (особенно ближе к концу игры). Карты, дающие ресурсы, сами по себе неплохи, они благоприятствуют Рашиду и в то же время портят игру купцу. Плохие карты, которые лучше избегать, помечены красным иксом на рисунке ниже.
По мере увеличения числа отыгранных партий и получения опыта я буду дополнять статью, а пока надеюсь, что заложил в ней неплохой фундамент. В любом случае это был мой личный взгляд на игровую стратегию, надеюсь, он будет для вас полезен. Не стесняйтесь участвовать в обсуждениях и следите за обновлениями!
___________________________
Оригинал статьи размещён здесь.