Мы находим лучшие мировые настольные игры и переводим их для российского рынка.
Наша цель - дать возможность людям, любящим настольные игры, получать мировые хиты по доступной цене и без потерь в качестве.

Шёлковый путь на вашем столе

Опубликовано: 31.05.2017

«Государи и императоры, короли, герцоги и маркизы, графы, рыцари и граждане и все, кому желательно узнать о разных народах, о разнообразии стран света, возьмите эту книгу и заставьте почитать её себе; вы найдёте тут необычайные всякие диковины и разные рассказы о Великой Армении, о Персии, о татарах, об Индии и о многих других странах...»

Так начинается повествование о странствиях Марко Поло, «Книга чудес света», вот уже восемь столетий пленяющая мечтательные умы. Не смогли обойти стороной эту легендарную историю и такие ценители красивых сюжетов, как Симоне Лучани и Даниеле Ташини, авторы нашумевшего хардкорного евро “Tzolk'in: The Mayan Calendar” (в русской локализации — «Цолкин. Календарь майя»). Их совместная работа “The Voyages of Marco Polo” («Путешествия Марко Поло»), играя в которую каждый желающий сможет пройти маршрутом легендарного венецианского путешественника по Шёлковому пути, уже получила немало престижных наград: от польского “Gra Roku” до победы в международном “International Gamers Awards”. Теперь оценить по достоинству «Путешествия Марко Поло» смогут и в России: совсем скоро игра выйдет на русский рынок в локализации “Crowd Games”.

Так что же ждёт игроков?

Начнём, пожалуй, с оформления. Деннис Лохаузен, известный такими работами, как “Camel Up”, “Village”, “Terra Mystica”, в очередной раз постарался на славу. Стилизованное под старинную карту игровое поле, тщательно проработанные детали в облике персонажей (кстати, изображённый Лохаузеном Марко Поло очень походит на свой знаменитый портрет), разнообразные монеты, достойные средневекового клада, яркие и удобно ложащиеся в руку фишки ресурсов, даже рубашка игровых карт, выполненная в виде листов пергамента, скреплённых печатью, не оставят равнодушными ценителей визуальных эффектов. Здесь есть даже настоящие корабли пустыни — верблюды! 

Box_MarkoPolo_3D_0.pngТеперь о правилах. Они, конечно, не столь объёмные и вычурные, как вышедшая из-под пера Рустикелло Пизанского «Книга чудес света», но знакомство с ними всё же потребует некоторого времени.

Начинается партия с выбора одного из восьми персонажей. В расширенной версии игры, собираясь в увлекательное и полное опасностей путешествие, игрок волен решать, в роли кого он хочет пройти по Шёлковому пути: примерить рясу францисканского монаха или дорожный плащ венецианского купца, почувствовать себя внуком Чингисхана или выходцем из славного персидского города Табриз, увенчать голову чалмой старейшины гор, познать неисчислимые выгоды торговли с Востоком или с головой отдаться исследованию новых земель. Стоит отдать должное разработчикам игры — историческая составляющая продумана до мелочей: особенности каждого из персонажей, о которых мы поговорим чуть позже, во многом обусловлены его историческим образом и биографией.   

 Перед началом партии каждый участник должен подготовиться к долгим странствиям. Здесь ему потребуются — нет, не фляга с питьёвой водой и дорожный плащ, их искушённый игрок может представить себе сам — игровой планшет для хранения ресурсов, 5 кубиков, 9 торговых поселений, стартовый контракт, 2 верблюда (чувствуете дух Шёлкового пути?), 2 карты целей (построить фактории в определённых пунктах, например, Ланчжоу и Аньси), 2 фишки своего цвета (одна на поле, другая — на шкале подсчёта очков), несколько монет (первый игрок традиционно получает на одну монету меньше второго, символически оплачивая право называться первопроходцем), карта-памятка (удобное решение для тех, кто ещё неуверенно чувствует себя за игровым столом) и, конечно же, жетон персонажа. Разобрались? Можно отправляться в путь.

Игровой процесс состоит из пяти раундов, в течение которых игроки делают друг за другом ходы по часовой стрелке. Механика игры достаточно проста: игроки бросают кубики и по очереди размещают их в областях на игровом поле для выполнения действий. Основных игровых действий правилами предусмотрено всего шесть: в рамках одного хода игрок может пополнить дорожный кошелёк (действие «взять 5 монет»), посетить базар и приобрести столь необходимые для дальнейшей игры, например для выполнения контрактов, товары (золото, шёлк и специи) и верблюдов (действие «пойти на базар»), заручиться поддержкой хана и поместить в область хранения на игровом планшете его щедрые дары: один товар на выбор и двух верблюдов (действие «добиться милости хана»), заключить выгодную сделку (действие «получить контракт»), сменить надоевший пейзаж и передвинуть свою фишку на игровом поле (действие «отправиться путешествовать») и, наконец, совершить действие по картам города. До или после выполнения основного действия игрок может совершить сколько угодно дополнительных действий, например, получить 3 монеты или перебросить кубик. Условия для выполнения основных и дополнительных действий подробно описаны в правилах игры и проиллюстрированы наглядными примерами, что позволяет достаточно быстро разобраться, куда и что бросать, ставить или складывать, одним словом, успешно освоить предложенное игрой изобилие фигурок, кубиков и карточек. Раунд заканчивается после того, как игроки используют все свои кубики; оставшиеся на игровом поле жетоны контрактов сбрасываются и заменяются шестью новыми. После окончания пятого раунда происходит подсчёт финальных очков, которые игроки могут заработать, посещая различные города и выполняя за определённое количество ресурсов контракты — открытые игровые цели.

Процесс подсчёта финальных очков максимально прост: по итогам игры суммируются очки, полученные за несколько предусмотренных правилами игры опций: по 1 очку за каждые 10 накопленных монет, 7 победных очков для игрока, выполнившего наибольшее число контрактов, победные очки за выполнение условий одной из двух или сразу обеих карт целей. Особые преимущества получает игрок, построивший факторию в Пекине: ему достаются не только победные очки, указанные на ячейке, занимаемой его факторией, но и начисляется по 1 очку за каждые 2 товара любого типа. Верблюды, кстати, товарами не считаются. У них роль особенная: в случае ничьей победу одержит тот игрок, чей караван окажется длиннее, буквально тот, кто соберёт больше верблюдов. 

 Вот и вся механика игры, ничего сложного, всё максимально доступно, но вместе с тем разнообразно и оставляет место для самых неожиданных поворотов игрового процесса.

Теперь несколько слов о персонажах игры, детальная проработка которых заслуживает отдельного внимания.  

 

  1. Рашид ад-Дин Синан позволяет не зависеть от слепой воли фортуны: игрок, владеющий этим персонажем, не бросает кубики. Если он хочет выполнить действие, то может выставить на них любое значение, что впрочем, не избавляет «старейшину гор» от необходимости оплачивать стоимость пользования занятой ячейкой действия, а также любую дополнительную стоимость действия путешествия.
  2. Маффео Поло, дядя легендарного Марко, приносит игроку белый кубик в начале каждого раунда, который он бросает вместе с кубиками своего цвета, а также предусматривает возможность в начале каждого раунда вытянуть из особой стопки 1 контракт. Что ж, предприимчивый торговец — он и в настольной игре мастер выгодных сделок.
  3. Персонаж «Купец из Табриза» имеет три версии, в зависимости от числа игроков, участвующих в партии, что, безусловно, свидетельствует о стремлении разработчиков найти оптимальный баланс возможностей для любого количества участников. В случае если игровое поле делят между собой четверо, купец приносит своему обладателю возможность получать один предмет (золото, шёлк, специи или верблюда — в зависимости от того, что достаётся противнику), когда другой игрок совершает действие «пойти на базар». При игре втроём преимущество то же, вдобавок обладатель этого персонажа получает одного верблюда, когда другой игрок выполняет действие «добиться милости хана». Если же игра разворачивается в формате дуэли, купец, помимо вышеперечисленных бонусов, приносит своему держателю 2 монеты каждый раз, когда другой игрок выполняет действие «взять 5 монет». Купец везде найдёт выгоду, не так ли?

 

  1. Суровый и бескомпромиссный хан Берке, увлечённый укреплением независимости своего государства, позволяет игроку без оплаты монетами пользоваться любой занятой ячейкой действия, напечатанной на игровом поле. Однако и внуку Чингисхана не всё дозволено — как и остальные персонажи, он не может воспользоваться занятым действием по картам города.
  2. Никколо и Марко Поло позволяют игроку начать игру со второй фишкой на игровом поле, причем обе его фишки выставляются в Венеции, покинув которую в 1271 году отец и сын начали свои странствия по миру, полные открытий и приключений. Странствия же игрока по полю тоже имеют свои особенности: выполняя действие «отправиться путешествовать», позволяющее ему передвинуться на несколько шагов, игрок может разделить передвижение между двумя фишками на своё усмотрение. Кроме того, начало каждого раунда приносит игроку верблюда.
  3. Гильом де Рубрук, фламандский монах-францисканец, совершивший в своё время по поручению французского короля Людовика IX путешествие к монголам, любезно приносит игроку 2 чёрные фактории, которые тот может расположить вместе с остальными факториями на своём планшете. Перед игроком открывается возможность получить в конце партии 10 дополнительных победных очков, если ему удастся разместить на поле все 11 факторий. Также владелец этого персонажа может разместить одну (и только одну) факторию в любом городе, через который он проходит. Пресвятое просвещение!
  4. Джованни Карпини, собрат де Рубрука, обладает способностью «прыгать» по карте от одного оазиса к другому. Соответственно, при выполнении действия «отправиться путешествовать» игрок вправе перемещать свою фишку от одного оазиса к другому, причём «прыжок» между ними считается за один шаг передвижения. Если при выполнении действия ему хватает шагов, то он может передвинуться из пункта в оазис, а потом «прыгнуть» в любой другой оазис. Также францисканец небезосновательно уповает на божественную помощь: он получает по 3 монеты в начале каждого раунда.
  5. Игрок, выбравший себе роль хана Хубилая, начинает игру в Пекине: ведь этот персонаж был основателем монгольского государства Юань, включавшего в себя Китай. Кроме того, игрок располагает в этом городе одной факторией, на ячейке с 10 победными очками.

Что же мы имеем в итоге, кроме утомлённых верблюдов и мешка пряностей, которые в Венеции ценятся на вес золота? Действительно незаурядную игру с уместным использованием кубиков, приносящих нотку непредсказуемости в логические выкладки игроков. (И впрямь, какой же Шёлковый путь без игры фортуны?) Безусловно, стратегия кампании в значительной мере определяется спецификой полученных при распределении персонажей ролей: опираясь на сильные и слабые стороны героев, игрок выстраивает свой путь к победе. Впрочем, успех намеченного плана может быть легко отравлен действиями противников, особенно после того, как, уже отыграв пару партий, игроки переходят от типичного для первого знакомства с любой игрой возделывания «собственного огорода» к активному взаимодействию друг с другом, стремясь не только гарантировать собственное благополучие, но и предупредить успех конкурента. Эта черта механики игры позволяет опровергнуть предположение о кажущейся несбалансированности персонажей, особенно в вопросах их доступа к ресурсам. Игра хорошо подойдёт как тем, кто ищет свой первый еврогейм, так и искушённым игрокам.

Наталия Самсонова