Оригинал статьи находится здесь.
Когда где-то есть драконы, которых надо сразить, тролли, которых надо победить, и деревни, которые надо спасти от разграбления, герой не может появиться ниоткуда, собранный и полностью готовый к битве (быть может, Голливуд пытается заставить нас в это поверить, но это неправда). Нет, героям требуется обучение и тренировки. Им нужно найти броню и волшебные артефакты, а потом научиться ими пользоваться. Конечно, в них с рождения заложены некие силы, природные умения, героические черты, но и их необходимо развивать, чтобы герой стал примером силы, мудрости, храбрости, этики и владения боевыми искусствами.
Добро пожаловать на «Путь героя», где вы сможете создать идеального героя! Вам предстоит развивать свои способности и арсенал, пока вы не будете готовы одолеть любого злодея, оказавшегося перед вами. Или будьте готовы вылететь из геройской школы и отправиться обратно в деревню и смиренно ожидать разграбления.
Как играть
«Путь героя» — это игра с драфтом кубиков и набором комбинаций, которая пытается перенести процесс создания персонажа RPG в настольную игру. Разница в том, что вместо того, чтобы создать персонажа и играть в игру, здесь создание персонажа и есть игра. Игрок, создавший персонажа, который лучше всего соответствует своему классу, предыстории и чертам, и станет победителем.
Каждый игрок выбирает планшет, на котором и будет происходить большая часть действия. В конце концов, это и есть герой, которого вы создаёте! На планшете есть вся стандартная информация, включая расу, класс, предысторию персонажа, мировоззрение (личность и ценности) и характеристики. Также планшет — это место, где вы будете размещать свои кубики и купленные на рынке карты.
Основную часть планшета занимают шесть рядов характеристик. Вот они: сила, ловкость, выносливость, интеллект, мудрость и харизма. В процессе игры вы будете размещать кубики в эти ряды, чтобы прокачать свои характеристики, достичь цели и получить доступ к особым способностям характеристик, которые позволяют вам совершать действия с кубиками или получать ресурсы. Об этом чуть позже. Для начала это помогает разобраться с картами на вашем планшете.
Во время подготовки игроки получают карты класса, предыстории и мировоззрения. Карта класса определяет вашу «профессию», такую как бард или волшебник. Также на этой карте указаны цели ваших характеристик, (т.е., показатели характеристик, которые принесут вам дополнительные победные очки), ваша особая способность и ваш цвет.
Ваш планшет с кубиками и картами.
Карта предыстории описывает вашу жизнь до начала героических похождений. Именно этот опыт сформировал вас такими, какие вы есть! Также на этой карте изображена таблица, на которой кубики определённых цветов расположены в конкретных ячейках планшета. Совпадение с этой таблицей также принесет вам дополнительные очки. Например, в таблице может быть указано, что во второй ячейке ряда силы должен быть зелёный кубик. Вы не обязаны ставить его туда, но если поставите — получите дополнительные очки в конце игры. Чем больше таких совпадений у вас будет, тем больше очков вы получите.
Карта мировоззрения отслеживает ваши моральные качества. На ней изображена таблица, а у вас есть кубик, чтобы отслеживать своё положение на ней. Если ваш маркер окажется в нежелательных ячейках, вы потеряете часть победных очков.
В игре есть ещё несколько карт. Их можно купить на рынке. Вы можете купить оружие, которое приносит способности и бонусы. Карты брони не имеют эффекта в процессе игры, но вы можете получить победные очки, собирая наборы брони одного типа и приобретая броню своего цвета. Карты черт позволяют вам перемещать кубик по карте мировоззрения в направлении, указанном на карте. Они также могут принести победные очки в конце игры. Карты навыков дают вам особые способности и при использовании позволяют перемещать маркер по таблице мировоззрения. Вы можете использовать навыки несколько раз за игру, но после использования их необходимо восстановить в фазу обновления, после чего их можно использовать снова.
Наконец, есть карты инициативы. Они размещаются в центре стола и определяют порядок хода. Количество карт инициативы равно количеству игроков за столом плюс один. В соответствиями с правилами, на эти карты необходимо поместить кубики и золото, а число на карте определяет очерёдность игроков в фазу рынка.
В начале игры каждый участник вслепую тянет кубики из мешка, кидает их, а затем размещает их в рядах характеристик на своём планшете. Игроки сами решают, куда поместить кубики, однако тут есть несколько правил. Вы должны ставить кубик в самую левую ячейку ряда, вы не можете пользоваться способностями характеристики в фазу подготовки, и если во время подготовки кому-то из игроков попадается золотой кубик или кто-то полностью заполняет ряд характеристики, эти игроки получают деньги.
Товары на рынке.
«Путь героя» состоит из серии раундов, каждый из которых разделён на несколько фаз. Далее краткий обзор каждой фазы.
Фаза броска: первый игрок тянет из мешка количество кубиков, равное количеству карт инициативы на столе, бросает их, а потом располагает по одному кубику на картах инициативы в порядке возрастания. На все карты, кроме первой и последней, надо положить по золотой монете.
Фаза кубиков: в порядке хода игроки выбирают по одной карте инициативы, забирают себе кубик и золото (если есть) с неё и кладут карту перед собой. Затем они размещают кубик в самую левую ячейку любого незаполненного ряда характеристик. Если после размещения игрок заработал дополнительные деньги, он берёт их из запаса.
Теперь игрок может воспользоваться особой способностью того ряда характеристики, который он пополнил. Действия характеристик позволяют вам изменить значение или положение кубиков, перебросить кубик, переместить кубик на карте мировоззрения или получить жетон харизмы, который можно использовать вместо золота в фазу рынка.
Фаза рынка: каждый игрок может купить карту на рынке. Порядок хода определяется картами инициативы, выбранными игроками в фазу кубиков. Игрок с картой «1» покупает первым, и так далее. Чтобы купить карту, игрок должен заплатить её стоимость и соблюсти возможные ограничения количества карт на руке. Карты навыков можно использовать сразу же или оставить на потом. Если вы использовали навык, переверните карту, чтобы обозначить, что её необходимо восстановить.
Если вы решаете не покупать (или не можете) купить карту, вы должны выбрать карту на рынке и поместить её в колоду сброса, чтобы она стала недоступна для других игроков. За это вы получите две монеты.
Фаза обновления: игроки готовятся к новому раунду, сбрасывая неиспользованные жетоны харизмы, возвращая оставшиеся кубики в мешок, выкладывая новые карты рынка и инициативы и передавая мешок с кубиками следующему первому игроку. Также игроки могут обновить один использованный навык, переворачивая карту обратно и тем самым делая её доступной в следующем раунде.
Игра заканчивается в конце раунда, когда все игроки заполнили все ряды характеристик на своих планшетах. Затем происходит подсчёт очков, и вот за что их можно получить:
- достижение целей характеристик
- совпадение расположения кубиков с картой предыстории
- расположение маркера на правильной ячейке карты мировоззрения
- наличие на планшете кубиков цвета игрока
- набор комбинаций брони и броня цвета игрока
- карты черт, приносящие очки
Тот, кто получил больше всех очков, создал самого крутого героя, и побеждает в игре.
Всесильный герой или жалкий негодяй?
Когда я купила эту игру, я не знала, чего ожидать. С одной стороны, она казалась весёлой и захватывающей. С другой стороны, она казалась слишком лёгкой. Но я решила попробовать, и оказалась права на 50%. Тема игры потрясающая. Тут я угадала. Но что касается лёгкости, то я была приятно удивлена, каким мозгодробительным оказался «Путь героя». Здесь я ошиблась.
Начну с преимущества, которое оказалась для меня самым значительным, и это тема. Я люблю игры, которые берут стандартную идею или сюжет и переворачивают его с ног на голову. Это то, что и делает «Путь героя». В то время, как одни игры из всех сил пытаются стать RPG в коробке, «Путь героя» берёт у RPG один маленький аспект и превращает его в игру. И поскольку он не пытается объять необъятное, он преуспевает там, где проваливаются другие игры. Вы получаете опыт создания крутого, слегка безумного героя с нуля в прекрасно отлаженной, сбалансированной игре (и да, ваш герой будет безумным. Вы можете создать волшебника, который окажется гонимым безумцем или варвара с неврозом. Это очень смешная игра).
Да, я видела комментарии типа «В чём смысл? Ты просто создаёшь персонажа, а потом ничего с ним не делаешь. Как это может быть весело?». Да, «Путь героя» не предлагает вам полноценного опыта настольной RPG, но те, кто желает слагать легенды о своём персонаже, восполнять пробелы в его истории и придумывать прожитые им приключения, получит от игры большое удовольствие. Другими словами, если у вас достаточно фантазии, чтобы представить героя (дракон, эльф, орк и т.д.), которого вы создаёте, и поделиться своим видением с товарищами, вы можете получить свой RPG опыт, играя в «Путь героя».
Золото, жетоны харизмы и памятка игрока (на обратной стороне есть трек для подсчёта очков).
Кстати, вот что ещё. Если вы играете в ролевые игры, вы можете использовать «Путь героя» как инструмент создания персонажа. Возьмите персонажа, которого вы создадите в процессе игры и экспортируйте его в RPG. Даже если вы не увлекаетесь RPG, вы можете использовать «Путь героя» как средство создания персонажей для книг или в целом разжигания творческой искры. (Мне, например, удалось включить персонажа одной из своих игр в свою следующую книгу!). В какой-то степени, эту игру можно считать усложнённой, более насыщенной версией Rory’s Story Cubes. Так что я не верю в то, что вы ничего не можете сделать с созданным персонажем. Вы ограничены только своим воображением.
Что касается геймплея, то я была в шоке от того, каким мозголомным он оказался. «Путь героя» — это серьёзная головоломка в форме настольной игры с кубиками и простыми правилами. Сначала вы думаете: «Я буду просто кидать кубики и ставить их в ячейки, ура!». Но потом вы понимаете, что сперва вам необходимо решить несколько важнейших задач, которые повлияют на ваш финальный счёт. Вам надо добывать кубики своего цвета, чтобы разместить их на планшете и получить дополнительные очки. Вы хотите, чтобы каждый ряд на вашем планшете игрока обладал тем значение, которое принесёт вам дополнительные очки. Вы хотите, чтобы кубики на вашем планшете соответствовали вашей карте предыстории. И вам нужно, чтобы ваше мировоззрение принесло вам баллы в конце игры. Не забудьте об очках, которые вы получите за покупку брони и черт.
Все эти задачки легко решаются, когда вы контролируете все процессы, но это не так. Это игра с кубиками и картами, а значит, каждый раунд вам придётся иметь дело с выпавшими значениями и случайно вытянутыми картами рынка. Поскольку ваш выбор карт и возможность покупать карты ограничены порядком хода, вы не всегда будете получать те карты и кубики, которые хотите, даже если они есть на столе. Вам предстоит собрать пазл, но у вас нет доступа ко всем его частям.
Некоторые представители фэнтези-рас в игре, есть и мужчины, и женщины!
И у вас не будет много возможностей совершать действия с кубиками. Вы можете поставить только один кубик за ход. Вы можете выполнить только одно действие характеристики за ход, и оно зависит от ряда, в который вы ставите свой кубик. Вы можете купить только одну карту с рынка за раунд, и что вы выберете? Черту, чтобы получить очки? Оружие, чтобы получить способность? Навык, чтобы переместить маркер мировоззрения? Броню, чтобы собрать набор? Какая способность или улучшение нужны вам прямо сейчас, а что может подождать? И если кто-то возьмёт карту, на которую вы рассчитывали, что вы будете делать без неё? А может, стоить забыть о своих потребностях и лишить соперников той карты, которая им нужна? (Об этом позже).
Вы не сможете достичь идеала в каждом показателе, так что вам придётся выбирать, и делать это всё чаще и чаще в процессе игры. Возможно, сначала вы думали, что соберёте комплект брони, но теперь вам не удаётся получить нужные карты. Или вы хотели, чтобы значения ваших кубиков достигли цели в каждом ряду, но внезапно вы понимаете, что поменяв местами некоторые кубики, вы получите лучшие результаты. Вы должны быть гибкими и легко приспосабливаться к новым условиям каждый раунд.
В какой-то степени «Путь героя» можно назвать многопользовательским пасьянсом. Вы работаете над созданием своего персонажа, и в этом процессе не так уж много взаимодействия с другими игроками. Самое жестокое взаимодействие происходит в фазу рынка. Если вы достаточно внимательны и видите, что вашему сопернику не хватает карты брони, чтобы собрать набор, вы можете либо сами купить эту карту, либо отказаться от покупки вообще, взять золото и сбросить эту карту. (В правилах предусмотрен более мягкий вариант этого правила, если вы не хотите так зловредно).
Чудесные кубики повсюду.
Вы также можете попрактиковаться во вредности в фазу кубиков, забирая тот кубик, который не очень вам нужен, но очень нужен вашему оппоненту. Или вы можете взять первую карту инициативы, чтобы первым оказаться на рынке и забрать ту карту, которая нужна вашему сопернику, даже если кубик на карте вам не очень нужен. В общем, тут есть способы замедлить оппонентов или заставить их сменить стратегию, однако «Путь героя» не является злобной «выкуси» игрой с большим количеством воровства и подлянок.
«Путь героя» — это игра, которая очень мне понравилась: игра, которую невозможно полностью понять с первого раза. Не в том смысле, что её нельзя понять, потому что в ней плохие или противоречивые правила. Правила, напротив, очень простые и легкие в освоении. Я хочу сказать, что игра открывается больше и больше с каждой партией. Когда вы играете первый раз, вы видите только первый уровень стратегии, на котором вы размещаете кубики в рядах и разбираетесь с их способностями. Чем больше вы играете, тем больше вы замечаете, как детали пазла подходят друг другу, и как ваши решения получить очки определённым способом влияют на ход игры. И только спустя несколько партий вы понимаете, как управляться со всем сразу.
Также «Путь героя» покорил моё сердце тем, что включил мужских и женских персонажей. На одной стороне планшета изображен мужчина-орк, дракон, и так далее, а с другой стороны — женщина. Это не создаёт особых различий, потому что единственное, что отличает этих персонажей — это маленькая картинка в левом верхнем углу планшета, тут нет миниатюр или картонных фигурок. Однако приятно видеть, что геймдизайнеры становятся более инклюзивными. Лично для меня это преимущество.
Несколько карт предыстории и мировоззрения.
Ещё одна приятная вещь заключается в том, что в правила игры включены вариации, которые позволяют сделать игру короче, дружелюбнее или одиночнее. Также там есть способ снизить элемент случайности путём регламентирования стартового набора кубиков вместо вытягивания их из мешка. Эти варианты правил не критично меняют игру, однако дают вам возможность поиграть по-разному и выбрать оптимальный вариант, подходящий вашей группе или количеству вашего свободного времени.
«Путь героя» очень реиграбельный. У каждого персонажа, класса, предыстории и мировоззрения различные способности и цели. Добавьте к этому различные карты рынка, каждая со своими способностями, и тот факт, что карты и кубики каждый раз появляются случайно, и вы получите игру, которую невозможно полностью изучить с первого раза.
Как насчёт минусов? Ну, это игра с картами и кубиками, так что вам явно понадобится удача. Хоть вы и можете снизить элемент случайности, используя соответствующую вариацию правил, он всё равно полностью не исчезнет. Если это сильно вас напрягает, то знайте — в этой игре нельзя полностью избавиться от случайности.
«Путь героя» также может вызывать паралич анализа у тех, кто склонен к этой проблеме. В игре есть тенденция в минимаксерству, и некоторым людям будет сложно просто принять решение и двигаться дальше. Они захотят продумать все возможные последствия каждого действия в каждой части игры, и вам придётся сидеть и ждать, пока они это делают. Тут нечем заняться в чужой ход, так что такие люди будут замедлять игру для всех. Однако это решаемо. В подобном случае в моей игровой группе, мы смогли преодолеть паралич анализа при помощи кухонного таймера.
Несколько карт класса.
Наконец, подсчёт очков может быть немного занудным. В игре много способов получить очки, и вам придётся решить множество простых математических примеров, чтобы узнать, кто выиграл. Здесь вам на помощь придёт обратная сторона памятки, которая позволяет подсчитывать очки без использования карандаша. (Кстати, конец игры получается довольно забавным, потому что по результатам подсчёта очков вы получаете статус, начиная от NPC и заканчивая «Истинным героем». Это мелочь, но отлично сочетается с темой и юмористическим настроем игры).
В целом, мне очень понравилась эта игра. Она оказалась намного глубже и понятнее, чем мне казалось сначала, и все возможные минусы оказались для меня либо не минусами вообще (мне нравится элемент удачи в играх), либо преодолимыми проблемами (как в случае с таймером и параличом анализа). Вам не обязательно любить RPG и не обязательно быть суперопытным игроком, чтобы получить удовольствие от этой игры. Всё, что вам надо — это общая заинтересованность фэнтези (впрочем, одна из рас в игре — человек, так что вы можете отдать её нелюбителю фэнтези в вашей группе), активное воображение и любовь к логическим задачкам и кубикам.
Я бы не сказала, что это семейная игра, потому что, несмотря на то, что механику игры понять несложно, однако все тонкости процесса будут сложноваты для детей. Как насчет детей постарше и тинейджеров? Да, это то, во что они будут играть с удовольствием. Подготовка занимает минимум времени, партия длится час или даже меньше, что делает эту игру идеальной для вечера буднего дня или обеденного перерыва. Я настоятельно рекомендую эту игру тем, кто ищет что-то с уникальной темой, весёлым, но головоломным геймплеем и способностью разжечь огонь воображения. А если вы ещё и фанат RPG, который любит создавать персонажей, то это игра просто создана для вас.